Однажды мне неожиданно поступило весьма заманчивое предложение от знакомых и проверенных ребят попробовать свои силы в новой, доселе неохваченной области. И вот я задумался. Вопросов и сомнений (как всегда, когда сталкиваешься с новым делом) было много, в основном связанных с оформлением документов и извечного вопроса "А вдруг не потяну?", позориться, и, главное подставлять людей - не хотелось. Морально то я был готов и в навыках по боевой подготовке преуспевал, но вот опыта не было, а дело серьезное. (сопровождение и охрана людей на территории признанной «Зоной боевых действий»). Вселяло уверенность то, что меня брали в свою компанию давно знакомые мне люди: офицеры российских спецподразделений у которых за плечами боевого опыта столько, что хватило бы на все наше нынешнее казачество с лихвой (и еще б эстонскому досталось-шучу). Думал сначала, что берут меня, чтобы я чистил им сапоги и заправлял им постель (но я был и на это согласен, таким героям как они - это за честь), но когда мне выдали оружие и боекомплект и началась работа, я понял, что меня реально уважают и на меня рассчитывают. Не буду забегать вперед. Обо всем по порядку.
Прикинув все за и против, решено было ехать. Где наша не пропадала?! Да и... Чай не пальцем деланные:) К тому же неизвестно выпадет ли второй раз такой шанс и мир посмотреть, и подтянуть знания-умения и научиться чему-то новому. Личность, как известно должна самосовершенствоваться и развиваться. И не только личность, но и тело.
Несколько недель усиленной переписки, созвонов, сборов документов и беготни и мы садимся в самолет, чтобы совершить длительный перелет в Москва-Дубаи-Мальдивы-Коломбо и взять под охрану судно одной украинской компании, плавающее под доминиканским флагом (Суда, как правило, ходят под «удобными» флагами (Панамы, Либерии, Монголии, Камбоджи и т.д.), а их команды почти всегда состоят из представителей нескольких стран.
В итоге очень часто бывает неясно, кто именно должен защищать каждое конкретное судно. Страна, которой судно формально принадлежит, в реальности не имеет к нему никакого отношения. Кроме того, не располагает силами и средствами для освобождения судов и сопровождения его в опасных водах, которые сомалийские пираты считают своей законной кормушкой. Перелет мог быть короче и не так утомителен, но тут вступало в силу банальное и извечное желание сэкономить со стороны руководства, подумаешь, что нам - наемным кабанам усталость и бытовые неудобства, если это дает возможность положить в карман лишние пару сотен долларов. Не нам разумеется, но не будем о грустном. Тем более быстрая смена картинки и новые впечатления перекрывали все остальное. Из промозглого Питера махом оказаться среди пальм и засилия пеликанов разгуливающих что твои куры по улицам, массы наглых обезьян почитаемых за священное животное, которых трогать не моги под угрозой оказаться в ближайшем полицейском участке и шныряющих по номеру гекконов, а также кокетливо свисающего со стены варана - кто угодно впечатлится в общем.
В Коломбо нас встретил заранее ангажированный морской агент, который познакомил нас с еще одним любителем приключений (огромный новозеландский спецназовец, он прикомандировывался к нам как большой специалист по ловле и истреблению пиратов) и утряс последние бюрократические препоны, организовал получение всего необходимого (оружия, боеприпасов, снаряжения и сопроводительных документов и т.д.) и препроводил на катер, который и доставил нас к борту нашего судна. Видал я в жизни многое, но тут пришлось еще раз застыть от изумления. Вокруг Индийский океан и наш катер подрулил, как мне показалось, к какому-то острову или скале, но это оказалось то самое судно которое было вверено нам под охрану и оборону.
Называлось оно «CAPE MELBOURNE» -это в свое время одно из самых больших судов в классе балкер (сухогруз) 300 метров от бака (носовая часть) до кормы и 60 метров от киля до навигационной палубы. Последние усилия по подъему на борт по 22-х метровой веревочной лестнице и наша миссия вступила в силу. Чем она важна и в чем заключалась?
Пираты были, есть и наверное будут пока есть судоходство. Только в отличии от романтичных образов сэров Фрэнсиса Дрейка и Генри Моргана, современные корсары не ходят под парусами, не размахивают кривыми саблями и не обладают неким флером благородства. В основном это чернокожие выходцы из Сомали, Джибути, Йемена, которых интересует захват заложников с целью дальнейшего получения выкупа за экипаж. Знал бы старик Джек Лондон вводя в оборот термин "Пираты XX-го века" что эти ребята будут нагонять ужаса и в 21-м!
Пираты 21-го века оказались в идеальном положении, поскольку в отличие от прошлых веков торговые и пассажирские суда ныне практически беззащитны. Их экипажи не имеют оружия, в лучшем у капитана есть пистолет. Уменьшились и экипажи: если в 1950-е годы среднестатистическим танкером управляла команда в 40-50 человек, то ныне - в 15-20. Параллельно с этим уменьшались силы, призванные противодействовать пиратству. В мире не существует сил, специализирующихся на решении этой задачи. Военные флоты имеют другую задачу: они отвечают за оборону государства и могут быть привлечены к действиям против пиратов лишь в исключительных случаях. Тем не менее, показательно, что новый всплеск активности пиратов был отмечен в середине 1990-х годов. Одной из причин этого называется окончание Холодной войны. Советские военные корабли, которые курсировали в Атлантике, Тихом и Индийском океанах, самим своим присутствием отпугивая потенциальных морских грабителей, вернулись на свои базы. Параллельно уменьшилось присутствие бывших противников советских ВМФ - флотов США, Великобритании и пр. К примеру, в Индийском океане в 1998 году находились наполовину меньше военных кораблей США, чем в 1991 году.
Основные зоны активности современных пиратов - Гвинейский и Аденский заливы, Малаккский пролив, Южно-Китайское море. Другими рискованными районами считаются порты Бразилии (Сантос, Рио-де-Жанейро) и Венесуэлы, Карибское море, порты Бангладеш. Всплеску пиратства в этих районах способствует политическая нестабильность в странах, прилегающих к побережью указанных акваторий, наличие многочисленных удобных убежищ на берегу, интенсивное судоходство в этих районах. Пираты, зарабатывающие грабежом судов и захватом заложников (за которых потом получают солидный выкуп), имеют очень хорошие (особенно по местным меркам) деньги, позволяющие им приобретать скоростные лодки и катера, оружие, средства связи. Все это делает их промысел еще более эффективным.
Система давно налажена и отлажена - как захвата судов, так и переговоров - передачи денег.
В Сомали, как, собственно, и в других районах мира, тактика пиратов примерно одинакова. В качестве судов-баз они используют буксиры или рыбацкие траулеры, на которых бродят по морю, поджидая добычу. Завидев подходящий корабль, с борта высаживается вооруженный десант на надувных лодках с мощными японскими моторами, позволяющими развивать большую скорость. Большинство атак совершается в ночное время, когда на вахте стоит минимальное число моряков и скорость кораблей ниже обычного. Огнем из автоматов (реже - гранатометов) пираты заставляют команду укрыться в надстройке, после чего абордажная команда взбирается на борт с помощью штурмовых лестниц. При этом нападающие выбирают в основном низкобортные суда: во-первых, на невысокий борт проще взобраться; во-вторых, низкобортные «купцы», как правило, обладают худшей маневренностью и меньшим ходом. В случае удачного абордажа экипаж захваченного судна под угрозой оружия заставляют следовать в один из ближайших портов, где шайка имеет свою базу, после чего уже начинаются переговоры о выкупе.
Информация для справки взята с сайта wikipedia.org:
С 1991 года Сомали фактически перестало существовать как централизованное государство, разбившись на зоны влияния местных властей и сколько-нибудь централизованные экономика и финансовая система с тех пор не действуют. Согласно докладам комитета палаты представителей США по делам вооруженных сил, сброс токсичных отходов в водах Сомали иностранными судами также серьезно ограничил возможности местных рыбаков, чтобы заработать себе на жизнь, что заставило многих обратиться к пиратству вместо этого. 70 процентов местных прибрежных общин "решительно поддерживают пиратство как форму национальной обороны в территориальных водах страны", и пираты считают, что они защищают их промыслы и берут компенсацию причиненного морским ресурсам ущерба. Некоторые источники показали, что, в отсутствие эффективной национальной Береговой охраны после начала гражданской войны и последующего распада Вооруженных Сил, местные рыбаки формируются в организованные группы в целях защиты в своих водах. Эта мотивация нашла отражение в названиях, взятых себе некоторыми из пиратских сетей, таких как Национальные Волонтеры береговой охраны. Однако, поскольку пиратство стало значительно более прибыльным в последние годы, другие отчеты предполагают, что финансовая выгода является сейчас Основным мотивом для пиратов.
Пиратство является основным источником заработка местного населения. В насыщенной оружием стране не составляет большого труда организовать хорошо оснащенные рейдерские группы. Местные власти (вернее, полевые командиры и племенные лидеры) не заинтересованы в каком-либо противодействии пиратству, поскольку оно не оказывает никакого влияния на их международный статус. Полевые командиры либо закрывают глаза на пиратский промысел, либо участвуют в нём сами.
У берегов Сомали участились нападения пиратов на торговые суда. Вблизи Сомали пролегают маршруты судов, направляющихся из Персидского залива и стран Азии в Средиземноморье через Суэцкий канал, а также судов, следующих в/из порты(ов) индийского побережья Африки. Учитывая интенсивные торговые контакты стран Азии и Европы, большой поток судов с ценными грузами представляет собой массу объектов для потенциального захвата.
Пиратство в этом районе мира стало развиваться с 2004 года очень быстрыми темпами. Как сообщает Международное морское бюро, по состоянию на 7 декабря с начала 2008 года в сомалийских водах совершено более 100 нападений на транспортные суда. За это время пиратам удалось захватить 40 судов, 13 из них до сих пор не освобождены. В руках пиратов остаются около 268 человек из разных стран. В период между 10 и 16 ноября 2008 года в этой области было совершено 11 нападений с тремя угнанными судами и произошло ещё четыре инцидента, в которых велась перестрелка. Несмотря на применение довольно мощного стрелкового оружия и даже гранатометов, до некоторых пор от рук пиратов не погиб ни один моряк. Объясняется это и плохой подготовкой, и преднамеренной тактикой пиратов, которые понимают, что пока они не пролили кровь, жесткого преследования их на берегу не будет. По тем же причинам пираты не проявляют жестокости по отношению к заложникам-морякам, а требования выкупа предъявляются к корпорациям и компаниям, владельцам груза и судов. С другой стороны, международные силы и спецназ стран, пославших свои ВМФ к берегам Сомали, все чаще начинают открывать огонь на поражение. Летом 2010 года некий «представитель» пиратов обвинил спецназ России в том, что 10 пиратов были казнены без суда и следствия после освобождения российского танкера. Ситуация изменилась 22 февраля 2011 года, после того как пираты убили американских заложников на захваченной яхте. Захваченная яхта преследовалась судном флота НАТО США. Пираты открыли огонь по военному судну из РПГ, но выстрел прошёл мимо; после этого все заложники на яхте были убиты. На судне находились 4 гражданина США. Один из пиратов позже заявил:
«Теперь убийство заложников станет частью наших правил», «…Теперь любой кто попытается спасти заложников из наших рук, будет собирать мертвые тела. Больше не будет случаев, когда заложники будут спасены и мы попадем в тюрьму».
— http://www.omaha.com/article/20110222/AP/702229885/1014/
Русские не отпустили моих людей, вместо этого они расстреляли их в упор, а затем погрузили их безжизненные тела обратно в лодку… Мы осуждаем действия русских, они руководствовались расизмом и ненавистью к чернокожим и Африке, — это лицо новой России. В будущем, если мы захватим русских, их постигнет та же участь, что и они осуществляют.
Нашей задачей стала организация безопасности экипажа и судна в целом. После знакомства с командой и внутренним устройством корабля - начались трудовые будни. Первым делом был произведено оборудование судна "противопиратскими" укреплениями: приваренными стальными щитами-укрытиями и колючей проволокой пущенной по краю борта.
Необходимо было создать запас продуктов и воды, медикаментов и средств гигиены в цитадели (помещение на корабле, куда пиратам трудно добраться и где во время боя, а также в случае его плачевного исхода для охраны будет укрываться экипаж, ожидая помощи от Коалиционных Сил). Цитаделью стало румпельное отделение, оттуда даже можно было управлять кораблем. Далее пришлось разбираться с полученным арсеналом, который был далек от совершенства и требовал чистки, смазки и прочего облагораживания, чем, кстати пришлось заниматься ежедневно, т.к. под воздействием морского воздуха и соленой воды железо ржавело на глазах. А допускать этого было нельзя ни в коем случае - сухогруз огромен, нас - охраны, мало: целых три человека, плюс к этому иногда нужно было есть и спать, а значит покидать пост и случись что - неисправное оружие ставило под удар всех находящихся с нами.
Надо ли говорить, что любимым местом стал камбуз и его безсменный хранитель в лице фея кастрюли и сковороды кока Андрея. Приязнь была обоюдной и он старался кормить нас как родных, а часто даже как очень-очень родных, что упорно желало осесть и отложиться в некоторых местах туловища и привело к усилению режима тренировок и физических нагрузок. Тренировка морского секьюрити заключается в быстром перемещении по надстройкам судна для маневра огнем от укрытия к укрытию, не теряя из вида цели и быстрой перезарядке магазинов автомата. Что касаемо качки и морской болезни - к моей радости оказалось, что я ей совершенно не подвержен и могу предаваться греху чревоугодия без боязни бездарно растерять чудеса нашего хлебосольного кока)
Основное время проводили наверху, всматриваясь в океанские просторы и тайно желая встречи с пиратами - ну хоть одним глазком глянуть на такую экзотику и понять так ли страшен сомалийский пират как его малюют? Пока пиратов не было, созерцали игрища дельфинов, которые совершенно не боясь громады корабля подплывали очень близко резвясь и вереща прыгали из воды и мне показалось что строили радостные морды в восторге от своей смелости и наличия зрителей. Удивительно, но было похоже что они понимают речь, когда напарник стал кричать им: "Давай-давай еще!" детеныш плывший с матерью начал выделывать кульбиты явно напоказ.Также доставляли много положительных эмоций летучие рыбы.
Но как гласит старая мудрость - бойся своих желаний, ибо... Ибо они иногда имеют свойства сбываться. И как правило не самые из них, желаний, безопасные. И в один из дней дежурный сначала на радаре, а потом и воочию заметил три рыбачьи моторные скоростные лодки, которые шли параллельно нашему курсу. Мы заняли огневые позиции, экипаж притих и вопреки обычным дням не было слышно привычных перешучиваний и перекрикиваний, все замерло и явственно ощущались тревога и ожидание. Некоторое время ничего не происходило, мы вглядывались в них, они в нас: рыбаки? Но почему так далеко? Торговцы? Да тоже не похоже... Эти обычно одолевают ближе к освоенным портам налетая со всех сторон навозными мухами, треща и предлагая товар "лицом" - фрукты, стремительно портящаяся под палящим солнцем рыба, неистребимые кокосы и прочие дары щедрой природы. В какой момент одна из лодок вдруг стремительно поменяла курс и довольно шустро пошла наперерез. Вот так номер! Адреналин стремительно попер вверх и бухнул в уши, в голове четко проносились возможные схемы развития событий и моих действий. В ребятах я был уверен. Михаил успел помимо прочего и в иностранном легионе побывать, Марвин, огромный, обманчиво добродушный и неповоротливый с виду бывший спецназовец-новозеландец в деле (что я прочувствовал в спаррингах с ним) напоминал скорее разгневанного медведя с его сплавом силищи и скоординированости, да и опытом обладал отнюдь не старика Санта-Клауса развозящего на малость инфантильных парнокопытных подарки послушным деткам. А философией своей и вообще был сродни викингам-берсеркам - ходячий коктейль Молотова другими словами. (как он нам сам позже признался его предки еще 150 лет назад ели людей легко и запросто, без соли. Чего и сам бы он с удовольствием попробовал… ужас!!)
Держась на некотором расстоянии лодка, описала пару кругов вокруг нас и видимо удостоверившись в том, что судно отнюдь не беззащитно - отчалила к своим и они не снижая скорости унеслись за горизонт. Выдохнули. Но какое-то легкое разочарование в том что так все закончилось - осталось. Чего греха таить - хотелось схватки и безоговорочный победы русско-новозеладского «братства» над современным ужасом морей.
Выдохнули как оказалось рановато. Нет, на этот раз не пираты. Нас накрыло штормом, которого по всем расчетам в этом время года никак быть не могло. Волны такого размера существуют?! Я думал это выдумка киношников. Хоть размеры нашего сухогруза позволяли надеятся что нас не перевернет первой же такой волной-убийцей вздымавшейся далеко вверх над палубой, ощущение что мы находимся на утлой лодочке посреди бушующей стихии - не покидало. Мало приятного скажу я вам. Тут все мои навыки, знания и физическая подготовка не стоила ни гроша,стихия-матушка, буйство природы. И ты не Царь-природы, а неразумная и незначительная крупинка болтающаяся посреди океана. Есть не то чтобы не хотелось - не моглось! Потому что приходилось показывать чудеса ловкости чтобы поймать летящую по непредсказуемой траектории тарелку (они-то не прикручены к полу в отличии от мебели!) и еще большая ловкость требовалась чтобы донести еду до рта. Спать также затейно. Точнее пытаться спать - потому что я тоже, в отличии от койки, был не прикручен. Я понял как люблю быть сухопутной крысой - романтика и океан оно конечно хорошо, но неустойчиво.
Окончание шторма русская часть охраны озаменовала радостным воплением бессмертного кипеловского "Штиля", Марвин радостно гудел подхватив мотив.
Знаете какие потрясающие рассветы и закаты в море? Я теперь знаю.. Это потрясающее зрелище, не из этой реальности.
Запомнилось одно место мимо которого проходили: слева Джибути, справа Йемен - левый берег светлый, правый аж черный. Как не вспомнить сказку о Синбаде-мореходе и островах дракона. Или может это была вовсе не сказка?
{youtubejw}fpb-n9j11oc{/youtubejw}
Наконец мы добрались до конечной точки нашего маршрута - Суэцкий канал.
Сердечно распрощавшись с командой, частью которой мы были долгих три недели, и обменявшись контактами с теми с кем особенно сдружились, мы сошли на берег. Нам предстояло сдать оружие, подготовить отчеты для руководства и найти интернет, чтобы связаться с родными (да уж, мы дети нашего времени и без интернета и ни туда, и не сюда, что поделать..) Несколько дней до вылета мы должны были провести в Египте. Предоставленная гостиница поражала шиком: плесень на стенах, грязные потеки с потолка, странный запах и прочие прелести. Гекконы и вараны тоже присутствовали. Считалось что номера-люкс. Гхм... На этот счет имелись сомнения, но большую часть времени решили проводить шатаясь по городу в осмотре достопримечательностей, снятия проб с местных деликатесов и изучения ночной жизни. Из всего этого выводы такие - борщ я люблю больше всего, достопримечательности кой-какие есть, ночная жизнь присутствует, но велик риск нарваться на неприятности, получить по башке и остаться без денег и документов в ближайшей канаве. Полиция скорее всего разведет руками и грозя пальцем пожурит приговаривая интернациональную полицейскую мантру "Самивиноваты". Что касаемо прекрасного пола и свободной любви - местные красавицы сильно на любителя экзотики, к тому же климат располагает к некой...антисанитарии, так что я бы не рисковал если нет желания стать завсегдатаем института по изучению экзотических заболеваний и покрыться перьями с разноцветными пятнами например)
Это была не единственная моя командировка и надеюсь не последняя. Были в жизни приключения и посерьезней и поопасней (и сколько их еще будет!), но о них не особо хочется распространяться случайным пользователям инета, а вот у костров, в совместных полевых выходах, я с удовольствием поделюсь со своими новыми братьями по вере и оружию да и друзьям моим есть че рассказать и чему у них по учиться. У нас полно в запасе всяких интересностей. Да и этот рассказ я решил написать для того, чтобы немного приподнять завесу того, как интересно и увлекательно протекает жизнь у наших парней-казаков. Мы с радостью примем в свой круг всех кому близко по духу то как и чем мы живем. Всем поклон и успехов Вам, господа, на поприще прославления казачьего братства и русского оружия!
К слову, в настоящее время к командировке по охране и сопровождению российских и украинских моряков со мной готовятся двое наших белорусских парней, выходцы из клуба "Казачий Спас", отслужившие в ВС РБ и хорошо зарекомендовавшие себя на военно-полевых сборах.
Александр, инструктор ВПК "Казачий СПАС"