В настоящее время внутри казачества Беларуси, судя по всему, начинается некое движение. Со стороны может показаться, что это нестроение, развал и тому подобное. Нам же кажется, что это, скорее, начало построения, выхода из спячки, созидательный процесс проявления реальных, действенных сил. Процесс естественный, эволюционный. Выделение плодотворных, действующих лиц из числа ряженых либо мёртвых душ.
В данный период, по-видимому, остро станут проблемы консолидации. Их необходимо преодолеть, ведь любой организм либо развивается, либо деградирует. Без единения нет братства, а без братства нет казачества. Можно предположить, что процесс преодоления разногласий будет довольно болезненным, ведь его корень лежит в разных мировоззрениях, связанных также и с разницей поколений: одно сформировалось в эпоху атеистического социализма, другое – в эпоху его развала. Стать решающим фактором может поколение нынешних кадетов, 16–18-летних ребят и тех, кто сейчас служит в армии.
Хотим изложить свои соображения по поводу, как нам кажется, основных причин разногласий внутри казачества и присутствующего в обществе мнения о современных казаках как ряженых клоунах.
Задавался ли кто из опытных людей вопросом, почему многие казаки в форме выглядят неестественно, нелепо, показно горделиво, смущённо или просто смешно?
Нет целостности, соответствия формы и содержания, как у новобранца в армии.
Так какое же содержание должно быть у казака, чтобы соответствовать форме?
Может, он должен быть родовым или знать традиции? Несомненно, знать традиции, обычаи, слова, иметь энциклопедические знания в области оружия – хорошо. Но вот вопрос, что они есть, если по ним не жить? Ответ прост – пыль в глаза, просто видимость или мёртвый груз. Ведь для наших предков это был не предмет исследований, а обычная, повседневная жизнь.
Давайте поразмышляем. Когда и как пришла такая добрая слава к казакам?
Когда: в период после крещения Руси.
Как: как к сильнейшим воинам, умножителям земель русских и их ревностным хранителям.
И всё?
Нет, как к ревнителям веры православной, защитникам православных христиан, грозе их врагов. Лыцари, по аналогии с западными рыцарями крестоносцами.
А откуда дурная слава?
Из периодов падения веры, нестроений на престоле, отступления от православия. Уходила вера - превращались в разбойников; пуст престол - лихорадочные действия с целью быстрее обрести помазанника Божия; отступление от православия, пусть даже из-за притеснений, – жёсткое возмездие как за предательство.
Возможно ли отделить казачество от веры православной?
Давайте вернёмся к традициям. Вроде пока все сходятся во мнении, что казаки – традиционники. Сможет ли кто оспорить тот факт, что казаки и их семьи жили по православным обычаям? Вряд ли.
В таком случае, могут ли традиции не соответствовать или противоречить христианским постулатам?
Жизнь верующих, воцерковлённых христиан, живая вера – вот то содержание, добывшее казакам всемирную славу и сотворившее форму. «Дух творит себе форму!»
Мы, конечно, понимаем, что наше мнение у многих вызывает раздражение и отторжение и что такой взгляд на историю многие не разделяют, но это естественный ход событий. Откуда человеку, не знавшему Духа Святого, познать его силу? Как можно постичь смысл слов Суворова, что "нет и не может быть на земле воинов сильнее православных", или принять удивительные победы Ушакова, свершаемые по его набожности и молитве.
Надо чётко понять, что не может заменить веру в Бога факт крещения, партийный билет, научный атеизм, технический прогресс, демократические ценности, стремление к светлому будущему или что-то ещё. И куда, скажите, побежит атеист, случись, к примеру, у его ребёнка запущенный рак? В храм побежит, свечу ставить и просить помолиться.
Наше твёрдое мнение, что возрождение казачества возможно только в лоне церкви Православной. Не как атрибута или повинности дежурств по охране храмов, не в виде проявления показного уважения, а только как процесс воцерковления, причастия Святых Таинств и стяжание Святого Духа. Как не будет человек, смотревший на войне в глаза смерти, бегать и кричать на всех углах, что он воевал, так и верующий казак не наденет на себя ярмарку тщеславия в виде не боевых наград, значков, звёзд; не будет обманывать окружающих и врать своим братьям; не проявит высокомерия и кичливости. И никто не назовет его ряженым, у виска не покрутит и рукой не махнёт, в какой бы форме он ни был. А нет содержания, остаётся только форма, вот вам и ряженые.
К сожалению, многие из современных казаков и нательного креста не носят, не говоря уже о том, чтобы помолиться. И тогда гордыня затмевает рассудок, личные интересы превалируют над общей необходимостью, а закрытые пеленой глаза смотрят на церковь как на пережиток прошлого и сборище попов-эксплуататоров.
Вот и получается парадокс - православный воин (казак), к православию никакого отношения не имеющий. Это и есть, по нашему мнению, основная причина всех проблем современного казачества. Ведь, если здраво рассудить, мягко выражаясь, странен сам факт необходимости доказывать, что казак должен быть православным христианином.
Но мы уверены, всё станет на свои места, ведь даже у этого парня, мужчины или старика без нательного креста, душа – христианка и в венах у него течет кровь его православных предков, как гласят слова молитвы «и память их в род и род».
Шапко П.Б., Климчук Т.И., Шульгович Д.С.