Offcanvas Section

You can publish whatever you want in the Offcanvas Section. It can be any module or particle.

By default, the available module positions are offcanvas-a and offcanvas-b but you can add as many module positions as you want from the Layout Manager.

You can also add the hidden-phone module class suffix to your modules so they do not appear in the Offcanvas Section when the site is loaded on a mobile device.

Шашка (от кабардино-черкесского са'шхо - букв, длинный нож)-рубяще-колющее длинноклинковое холодное оружие. Первоначаль­но на вооружении русской иррегулярной кавалерии состояла шашка кавказского типа, имевшая клинок небольшой кривизны с двулезвийным боевым концом и эфес, состоящий из одной рукояти с раз­дваивающейся головкой, без каких-либо защитных приспособлений. Такой типично кавказский эфес вообще можно считать одним из основных отличительных признаков шашки как вида холодного ору­жия.


Русские армейские образцы шашек (например драгунская образ­ца 1881 г. ) отличались от шашки кавказского типа устройством эфеса и ножен. Клинки первых армейских шашек имели среднюю кривиз­ну и по форме приближалась к сабельным.


В 1881 г. под руководством и при непосредственном участии известного русского конструктора-оружейника генерал-лейте­нанта А. П. Горлова была проведена реформа вооружения, целью которой было установление для всех родов войск единого образца холодного оружия. За образец для клинка был взят кавказский
клинок, известный под названием "волчок", ".. . имеющий на Вос­токе, в Малой Азии, между кавказскими народами и нашими та­мошними казаками высокую известност ь как оружие , оказывающее необыкновенные достоинства при рубке".


Эфес вначале предполагался единого образца, с защитой пере­дней дужкой, но затем было решено оставить для казачьих шашек традиционные эфесы, состоящие из одной рукояти. В результате на вооружение русской армии были приняты драгунская (офицерская и солдатская) и казачья (офицерская и солдатская) шашки. Артилле­ристы получили укороченный вариант драгунской шашки.

 
Холодное оружие Кавказского, Уральского и других казачьих войск отличались существенным разнообразием на протяжении все­го рассматриваемого периода. Лишь в 1904 г. принятием на вооружение так называемой шашки азиатского образца удалось в какой-то степени регламентировать вооружение нижних чинов Кавказских казачьих войск.

 
Характерным отличием шашки от сабли всегда было наличие у шашки деревянных ножен, обтянутых кожей, с кольцом (реже с двумя кольцами) для пасовых ремней портупеи на выпуклой стороне (то есть она подвешивалась по-кавказски лезвием назад), тогда как у сабли кольца всегда на вогнутой стороне ножен, в XIX - нач. XX в., как правило, стальных. Кроме того, шашка носилась чаще на плечевой портупее, а сабля на поясной.

 

 

25 августа 2010 года

Доклад по истории казачества

Место – 11 Слуцкая школа

Августовские сборы учителей истории Слуцкого региона

Инициатива Слуцкого райисполкома

Время: 10.00-11.30

 

                             Уважаемые дамы и господа!

К великому сожалению в нашей республике мало кто знает подлинную историю казачества и поэтому часть  белорусской интеллигенции относится к самому казачеству  необъективно и очень предвзято. Часто даже само происхождение казачества и  сущность его преподносятся некоторыми учёными обществу совершенно неверно и это наносит определённый ущерб нашей, полезной для Республики Беларусь, деятельности, ведь в первую очередь мы занимаемся патриотическим воспитанием казаков и молодёжи в духе любви и преданности Белорусскому государству.

 

Свежий пример гражданин Золотарёв, считающий, что его фамилия имеет донские казачьи корни, обратился за разъяснением  в газету «Советская Белоруссия» к ведущей рубрики «Что в имени моём?» доктору филологических наук, профессору Валентине Лемтюговой (№ 143 от 31.07.10) и та, не мудрствуя лукаво ,ответила: «Казаки – это военное сословие(18 – начало 19 века) из беглых крестьян, среди которых мастера-золотари в письменных источниках не упоминаются. Для них высшей ценностью была земля, за которую они и несли службу. Ни в «реестре всего Войска Запорожского»(1649 год), ни в «Пераписе войска Вяликого княства Литоускага 1528 года» нет личных наименований Золотарь или Золотарёв.

     В 1812 году извечное противостояние Западной, Романо-Германской, и Восточной, Православно-Славянской, цивилизаций вошло в критическую фазу. Французский император Наполеон Бонапарт, объединивший силой оружия почти все западно-европейские страны, собрав семисоттысячную армию, вторгся в пределы Российской империи, чтобы завоевав ее, стать мировым диктатором. Российские Вооруженные Силы насчитывали всего 267000 человек и были разделены на 5 неравных частей, располагавшихся вдоль всей западной границы. Наполеон рассчитывал разгромить Русскую Армию по частям и до зимы победоносно закончить кампанию. Действовавшая на Слуцком направлении тридцати семи тысячная армия генерала Багратиона отступала под напором многократно превосходящих сил французов, ведя арьергардные бои и нанося противнику ощутимые потери. 13 июля французы заняли Несвиж, а Багратион отошел к Слуцку. Чтобы оторваться от преследования противника, пополнить запасы и соединиться с другими объединениями Русской Армии, он попросил Атамана Войска Донского генерала Платова М.И., корпус которого ему фактически не подчинялся, ибо входил в состав армии Барклая де Толли, задержать французов на рубеже реки Морочь у местечка Романова и передал под его командование своих гусар и кирасир. Заняв позицию основными силами на окраине местечка, Платов оставил несколько казачьих полков в перелесках перед Романовским мостом. Поле перед ним, справа и слева, прикрывали поросшие кустарником болота, создавая естественный мешок для наступающего противника, который шёл по дороге из Тимковичей.

 

Казачество в Беларуси имеет древнюю и богатую историю, почти забытую обществом после присоединения наших земель к Российской империи ,власти которой были заинтересованы в национальном беспамятстве «родственных народов».Пришедшие к власти в 1917 г. большевики, истребив «паразитические классы», фактически продолжили линию царизма, но более изощренными методами, создавая «новую, советскую, человеческую общность», якобы свободную от  «лишних дореволюционных исторических блужданий» и «национального эгоизма». Что из этого вышло, мы все увидели во времена развала Советского Союза  и продолжаем наблюдать не без горечи и удивления в настоящее время. Большевистские эксперименты в национальной и экономической политике, основанные на  «марксистском видении исторических процессов» привели к кровавой бойне на Кавказе и поломали судьбы  миллионов людей, веривших, в большинстве своём, идеологическим авантюристам и жуликам.

 

К сожалению и в нашей  нынешней суверенной Беларуси «литвинствующие учёные», ностальгирующие по кровавому средневековью и мечтающие из-за врождённого комплекса собственной  неполноценности  возродить Речь Посполитую в виде Балто- Черноморского Союза/от Можа до Можа/, предлагают нам « своё видение белорусской нации», искажают подлинную историю страны, пытаются навязать обществу в качестве «национальных героев» ополяченных литовцев князей Радзивиллов и других «белорусских»  магнатов, виновных во множестве кровавых злодеяний, наживших огромные богатства на чудовищной эксплуатации народа и ценивших православных белорусов дешевле скота. Под стать «учёным» и наши «советские» чиновники. Ещё недавно они всюду доказывали своё чисто пролетарское происхождение, а сейчас и их обуяла ностальгия по пану. Мало того – многие, сломя голову, бегают по архивам, выискивая родовые «благородные»  корни, позабыв, что настоящее владетельное «паньство» или смылось на Запад в годы Гражданской войны, или было расстреляно после нее предками нынешних соискателей «дворянских» грамот. Дело доходит до смешного – один мой знакомый, начальник передвижной механизированной колонны, чей прадедушка, по признанию самого правнука, подмывал панскую выездную кобылу, а дедушка раскулачивал соседей, всерьёз считает, что нынешняя чиновничья «элита» является правопреемницей польско-литовской шляхты «со всеми вытекающими последствиями». Как тут не вспомнить незабвенного Мольера с его «Мещанином во дворянстве». Почитайте, господа-товарищи. Очень полезная комедия! Чтобы быть благородным человеком, надо прежде всего иметь соответствующее воспитание, врождённую духовность и незапятнанную совесть. А происходим мы все -  и дворники, и короли – от Адама и Евы. Это уже давно установлено.

 

В № 5 слуцкого «Курьера» увидели Вас с гениалогическим древом в руке, прочитали интервью и искренне возрадовались, что находясь в весьма почтенном возрасте Вы сохранили способность фантазировать, острить, ерничать и смеяться. Традиционно, еще со времен турецких султанов, и мы, казаки, завсегда люди весёлые. Так давайте посмеёмся разом в ходе народного анализа Ваших «глубоконаучных перлов» о белорусских казаках.

 

Цитируем по тексту интервью в переводе с белорусского :  «Ко мне приходил полковник научного отдела белорусской казачьей организации. Я ему растолковал, что казаки неисторическое белорусское движение. Полковник замолчал и больше они меня не приглашали. А так, может быть, я и полковника получил бы или атамана. \Смеётся\.» Любезный Анатолий Петрович, казачество,будучи не просто рухом, но феноменом многогранным, в первую очередь, издревле,является Православным Воинством Христовым,о чем наверняка знали Ваши дробношляхетные предки и было им совсем не до смеха.Жаль,что пока нельзя связаться с ними через упомянутую в интервью «машину времени».Будучи верником католической церкви,Вы,почтеннейший Анатолий Петрович,никак не могли бы стать даже простым казаком.И «полковника» к Вам Всебелорусское объединённое казачество не присылало,ибо имея наставниками профессора ,доктора исторических наук Оржеховского Игоря Вацловича,известного военного писателя,историка Наливайко Бориса Михайловича,прямого потомка гетмана Северина Наливайко,и других,не менее авторитетных деятелей белорусского общества,нам и в голову не приходило беспокоить одного из «легендарных основателей Белорусского Великого Княжества Литовского».

 

Не менее удивительны Ваши безосновательные утверждения типа :»Казачество – это российские казаки.В Беларуси таких казаков не было.»Паважаны летувас дактарас,Россия не имеет и никогда не имела монополии на казачество.Это у Вас от незнания еще одной важной ипостаси нашего феномена – казачество есть народ древний,имевший свою демократическую государственность\Войско Запорожское,Всевеликое Войско Донское,Гетманская Украина,а раньше их Хлыновская Республика\ и имеющий богатейшую историю,уникальную культуру,обычаи и традиции.В отличие от народов сугубо кровных,ставящих во главу угла физиологию,казачество,будучи нацией духовной,росло и укреплялось не только и не столько за счет собственного деторождения,но больше благодаря притоку людей духовно близких,ибо живем по Завету св.ап.Павла :»И нет ни эллина,ни иудея,ни скифа,но все во Христе.»Мы совершенно не приемлем любой национализм,ксенофобию и стараемся жить по правде,в соответствии с нашим Древним Преданием.Осмелимся напомнить,что история,прежде всего,действительность в её развитии и белорусская сущность нашего движения от Вашего признания или не признания не зависит,а судьба Случчины тесно связана с казачеством от эпохи феодализма до наших времен,что подтверждается даже Вашими трудами.Тысячи казаков на протяжении пяти столетий оседали здесь и сильно обелорусились.Но это не все – после появления Статута ВКЛ 1588 г. ,закрепившего крепостное право и даровавшего феодалам право смертной казни :»Будет важно и теперь каждому пану подданного своего…подлуг поразумения своего карать» - и принятия ,силой навязанной в 1596 г.,Брестской унии,фактически поставившей православных людей вне закона,подавляющая часть белорусской шляхты, из шкурных соображений ,окатоличилась,ополячилась и окончательно предала свой народ.В это же время простые белорусы и меньшинство шляхты бежали от произвола магнатов в Запорожскую Сечь,бывшую Православным рыцарским орденом.Во время национально-освободительной войны 48-1651 гг. многие из них возвратились на Родину.Именно они,казаки – белорусы,а не «литвинская » шляхта,первыми подняли знамя борьбы не за лоскутное ВКЛ,а за суверенную Беларусь,которую хотели обустроить по примеру Гетманской Украины.И народ поддержал их.Севский воевода доносил царю: «Белорусы,государь,всякие черные люди,всех городов и уездов,которые за казаками,стоят против поляков с казаками заодно.»А Я.Радзивилл писал : «Во всем ВКЛ ,кроме княжества Жмудского,вряд ли есть уезд,который нельзя причислить к числу мятежных.» Другой источник сообщает : «Чернь так разъюшена,что решила или уничтожить шляхту,или погибнуть.»В страшном сражении с превосходящими силами армии Я.Радзивилла у д.Погост сложили свои головы за свободу и независимость Беларуси лучшие сыны земли нашей – Гетман Иван Соколовский\слуцкий православный шляхтич и сечевик\,писарь войсковой Турчинович и более 2-х тысяч их боевых соратников.От тех лет до нас дошло множество белорусских народных песен,прославляющих казачью доблесть,а кроме них и дробношляхетская ненависть физических и духовных потомков литвинских карателей и палачей,заливших Беларусь кровью православной.Современные литвинствующие национал-радикалы ,обеспокоенные ростом влияния казачества в обществе,развернули в интернете травлю истинных патриотов нашей державы.Нынешние наследники «панского рая» ,записав в белорусы прирожденных садистов Радзивиллов,костерят по черному «хворый» белорусский народ , «казаков-чужеродцев» и,живя на зарубежные подачки,стремятся возродить Речь Посполитую «от можа до можа» в виде Балто-Черноморского-Союза на смрадной волне русофобии и казакофобии. Если их мечты сбудутся – Беларусь опять «ляжет» под наших «гонористых» соседей ,жаждущих вернуть «крессы усходни».

 

Поливая казачество черной краской в преддверии празднования очередной годовщины вызволения Беларуси из под немецко-фашистской пяты,наши оппоненты совершенно не вспоминают,что 1-е антифашистское подполье на Случчине организовали в сентябре 1941 г. командиры 4-й Донской казачьей кавалерийской дивизии А.Д.Фомин и М.И.Богунов.И освобождали Слуцк тоже казаки,в чем мы видим перст Божий.30 июня 1944 г. 4-й Кубанский Казачий кавалерийский корпус,при поддержке других частей Красной Армии,выбил из города немцев.Командир 40-го гв.Казачего кавалерийского полка,потомственный казак,подполковник Головащенко Илья Иванович и другие его боевые товарищи ,положившие за нас жизни свои,покоятся на Слуцком мемориальном кладбище,а некоторые улицы города названы в честь казачих офицеров и генералов.

 

В послевоенные годы Слуцкое казачество,несмотря на всесоюзные гонения,развивалось без шума и рекламы по формуле,предложенной св.ап.Павлом,а после развала СССР открыто развернуло свою деятельность и имеет определенные успехи.Следуя примеру предков,мы бескорыстно служим Богу и Отечеству ,воспитываем свою молодежь в духе любви и преданности Белорусскому государству и всегда готовы его защищать.Неумно и бесперспективно пытаться навешивать на наших казаков российский ярлык,ибо 97% из них родились здесь,имеют крепкие белорусские корни во многих поколениях и считают за честь быть гражданами Республики Беларусь.В отличие от воинствующих псевдолитвинов-грантососов ,мы не пользуемся иностранными сребрениками и не ищем поддержки у зарубежных «благодетелей».В ином случае т.н. свободные СМИ уже давно бы навесили на нас всех «рублёвых собак».

 

Паважаны Анатолий Петрович, учитывая Вашу узкую  специализацию и специфические взгляды на историю, мы не обижаемся за несерьёзный подход к нашему казачьему феномену и советуем,для начала, познакомиться со следующими солидными исследованиями : «Древняя история казачества» Е.П.Савельева,Новочеркасск,1915 г., «Белорусское казачество» Д.Л.Похилевича,Львов,1957 г.,и «Билорусь козацька» В.М.Горобца,Киев,1998 г.

 

И ещё очень просим Вас не обижаться на Ваших литовских коллег,непризнающих существования Беларуси во времена ВКЛ в его составе и до сих пор ничего не пишущих о белорусах в своих учебниках.Ведь называя это невежество «империализмом малой нации»,сами занимаете очень похожую позицию по отношению к белорусским казакам,отрицая явное с навешиванием политических ярлыков.

 

 

По поручению казаков

Председатель Совета Старейшин Минского областного округа и Слуцкого городского отдела ВОК В.А.Попов

 08.02.09 г.,г.Слуцк

Культурное наследие наших предков

«Казаки создали Россию.

Не случайно в Европе нас зовут казаками.

Народ желает быть казаками».

Л.Н. Толстой

 

Более чем две тысячи лет назад образовалось казачество. Еще за многие поколения до Рождества Христова на Тамани и в землях Северного Причерноморья образовался союз племен, как это часто бывало в истории, как военный союз против каких-то врагов, а в Циркумпонтийской области врагов хватало всегда и во все времена. С веками своего существования этот союз превратился в народ воинский, который объединяла не только необходимость противостоять агрессорам, но и общая культура и, что самое главное, общая вера. Уже тогда, в дохристианскую эпоху, этот народ проповедовал единобожие. Называя многие имена богов: Даджбог, Сварог, Хорс, Стрибог, Перун и множества других, свято верили, что «Все боги – едино суть!» Уже тогда древние казаки ценили духовное родство более чем кровное и происхождение казачества сами казаки признавали пестрым. Например, в «Древнем азовском предании о крещении казаков» родоначальниками казаков называются три брата и как в каждом народном предании в этих именах угадываются имена былых народов населявших в древности причерноморские степи:

 

  1. Ахват – один из народов степи, известный еще Страбону некоторые причисляют его к скифам, другие к славянам;
  2. Венет – исторически так называли славян, которые потом переселились на южное побережье Балтики и были известны под именем Венды, Венеды, они же дали имя знаменитым вандалам и приняли деятельное участие в походах германских племен на Рим. Они же дали начало новгородским словенам (кстати, финны, например, новгородцев называли венелайнен, в отличие от других жителей Киевской Руси которых звали руоси).
  3. Деньдар – народ деньдаров (в славянской интерпритации) или дандаров, или, как правильней, дандариев древнейший причерноморский индоевропейский народ, известный еще с докиммерийских времен, проживавший в устьях Дона, Кубани, Днепра, Дуная, оставшееся в Причерноморье после ухода индоарийских племен  на Восток в Индию. Назвали их так, потому что предпочитали они селиться в устьях рек и по побережью морей и озер, там, где много зарослей камыша, так называемых плавней. В переводе с санскрита – древнейшего литературного языка Земли, а именно на этом языке разговаривали древние арии, дандарии означает – камышовые люди (Дандака – камыш, арья – человек, люди).

 

 

Казаки-характерники

 Среди  казачества существовало таинственное, овеянное легендами, явление – характерничество.  Даже в наше время в станице  нет-нет, да и услышишь: „С ним (имярек) не заводись. Он характерник…” Но сейчас такие слова давно уже стали редкостью. Как, говориться – „перевелась земля наша…” Как в старину, так и сейчас  характерники никогда не афишируют о своих способностях. Им это не нужно. Они всегда чувствуют человека, нуждающегося в их помощи. Они сами решали и, по-видимому, решают сейчас, к кому поспешить на помощь.

 

Помимо отличий в форме между различными казачьим войсками существовали и различия в цвете мундиров и лампасов с околышами фуражек:

 

амурские казаки — темно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон зелёный, фуражка темно-зелёная с жёлтым околышем

 

астраханские казаки — синие мундиры, желтые лампасы, погон жёлтый, фуражка синяя с жёлтым околышем

В 1936 году в связи с возникновением опасности агрессии со стороны Германии были сняты ограничения на службу казачества в отрядах РККА. Данное решение получило большую поддержку в казачьих кругах, в частности, донским казачеством Советскому правительству было отправлено следующее письмо, опубликованное в газете «Красная звезда» от 24 апреля 1936 года[20]:   

 

Пусть только кликнут клич наши Маршалы Ворошилов и Буденный, соколами слетимся мы на защиту нашей Родины ... Кони казачьи в добром теле, клинки остры, донские колхозные казаки готовы грудью драться за Советскую Родину...           

 

ФРАНЦУЗКИЙ ИМПЕРАТОР  НАПОЛЕОН о казаках

Французскому императору Наполеону принадлежит крылатая фраза: "Дайте мне одних казаков, и я пройду с ними всю Европу". В этих словах нескрываемое восхищение казаками, высокая оценка их воинских способностей.

 

О нас

Cайт является информационным порталом, освещающим деятельность казаков РБ вне зависимости от их принадлежности к различным общественным организациям. Для размещения информации на сайте свяжитесь с нами
Форма обратной связи

Мы вконтакте

Новостная рассылка

Следите за новостями!