Целый ряд обстоятельств, предшествовавших явлению иконы Божией Матери «Державной», связаны с Могилевым, в котором, как известно, находилась Царская Ставка. Город тот, следует заметить, был особый, «со смыслом». Кроме известных событий февраля 1917 г. (переломных в истории Российской Империи), впоследствии он стал «осиным гнездом октябрьского переворота», «именно здесь была разромлена Ставка Верховного главнокомандующего и убит генерал Духонин». И вообще «многие важнейшие революционные события вершились на Могилевщине. Недаром знавший не понаслышке местную предгрозовую обстановку Ольминский считал, что "...Могилев был в то время третьим (после Петрограда и Москвы) центром, решавшим исход революции". Нельзя умалчивать о значительных красных силах, копившихся в этом районе»443. И еврейских, прибавим мы, что в то время, впрочем, значило одно и то же. «В городе, — отмечал генерал А. И. Спиридович, — почти не было интеллигенции. Вид толпы довольно серый, много евреев»444.
Ближайшая подруга Императрицы Александры Феодоровны, бывавшая в Ставке, позднее писала в своих мемуарах: «Среди неправды, интриг и злобы было, однако, и в Могилеве одно светлое местечко, куда я приносила свою больную душу и слезы. То был Братский монастырь. За высокой каменной стеной на главной улице — одинокий бедный храм, где два-три монаха справляли службу, проводя жизнь в нищете и лишениях. Там находилась чудотворная икона Могилевской Божией Матери, благой лик Которой сиял в полумраке бедного каменного храма. Я каждый день урывала минутку, чтобы съездить приложиться к иконе. Услышав об иконе, Государыня также ездила раза два в монастырь. Был и Государь, но в нашем отсутствии. В одну из самых тяжелых минут душевной муки, когда мне казалась близка неминуемая катастрофа, помню, я отвезла Божией Матери свои бриллиантовые серьги»445.
Речь идет о Могилевской Братской иконе Божией Матери, находившейся в Богоявленском Братском монастыре в Могилеве — в описываемое время первоклассной мужской необщежительной обители, основанной в 1633 году. Монастырь неоднократно подвергался опустошительным пожарам (в 1664, 1708, 1748, 1810 и 1850 гг.). Перед революцией в обители было два каменных храма (летний Богоявленский, с приделами Сошествия Святаго Духа, Рождества Богородицы и преп. Феодосия Печерского, и зимний во имя св. Иоанна Богослова с приделом свт. Николая Чудотворца). Под управлением архимандрита было 37 человек братии.
С чудотворной иконой, пребывавшей в Богоявленском соборе обители, было связано чудесное избавление Могилева от осады его литовским гетманом князем Радзивиллом. В монастыре совершалось два крестных хода: 19 марта (вокруг ограды) и в день Преполовения (с 1842 г.) — на Днепр446. Возможно, один из этих крестных ходов был связан с празднованием, установленным в честь чудотворного образа. К сожалению, сведения о нем нам так и не удалось обнаружить даже в самых подробных справочниках об иконах Божией Матери.
Между тем, как мы уже отмечали, посещение Государем монастыря и молитва Его перед Братской иконой связаны с особыми обстоятельствами, завершившимися чудесным явлением Державной иконы Божией Матери[1]. Наряду с Братской и Державной иконами в приводимых далее нами выписках из Дневника Государя и переписки Царственных Мучеников речь пойдет о двух других чудотворных образах: «Знамении» Царскосельской и Владимирской чудотворной иконе, привезенной в Ставку из Москвы перед праздником Пресвятой Троицы 28 мая 1916 г. по настоянию Императрицы Александры Феодоровны и Великой Княгини Елизаветы Феодоровны[2].
[1] Впервые на эти обстоятельства обращено было нами внимание в кн.: Державная Правительница Земли Русской. Сост. С. В. Фомин. М. «Паломник». 1999. С. 48-49.
**«Сегодня, — писал Император Николай II Своей Дочери Вел. Княжне Татьяне Николаевне 28.5.1916, — прибыла из Москвы чудотворная икона Владимирской Божией Матери и в 5 ч. ее торжественно перенесут в нашу церковь».
туда как-нибудь, это так близко от дома — у Пречистой Девы такой дивный лик!»
28.9.1916 (Императрица Государю из Царского Села): «Здесь сейчас замечательный молодой, только что посвященный епископ Мельхиседек[*], которого Питирим привез с Кавказа; — он теперь епископ Кронштадтский и т. д. Когда он служит, то церковь бывает битком набита — очень "возвышенный" — (это будущий митрополит); вообрази, он долго был настоятелем Братского монастыря в Могилеве и боготворит и страшно чтит тамошний чудотворный образ Богоматери, который Мы с Тобой постоянно посещаем. Прошу Тебя, Милый, поедем туда, возьми Меня и Бэби с Собой, Я беру с Собой лампадку, чтоб повесить ее перед образом, Я когда-то обещала это настоятелю. Мне в пятницу предстоит познакомиться с Мельх[иседеком] в ее [А. А. Вырубовой] доме, и Наш Друг будет там, — они говорят, что его беседа чудесна, она прекрасно действует, — он превосходно говорит и помогает душе на время подняться над земными печалями, но Я хочу, чтоб и Ты был здесь, чтоб пережить это вместе со Мной».
Из дневника Государя (12.10.1916): «В 2 '/2 заехали в Братский монастырь, поклонились иконе Богородицы и поехали к старой Ставке».
Из дневника Государя (13.10.1916): «Прогулка была в тех же местах как вчера».
Из дневника Государя (16.11.1916): «Поехали на вчерашнее место, откуда Я пошел с Дочерьми и Мордвиновым к Днепру и мимо церкви наверх лесом назад».
Из дневника Государя (17.11.1916): «Днем поехали туда же».
4.12.1916(Императрица Государю из Царского Села): «...Сон Нашего Друга так знаменателен! Милый, помолись у иконы Могилевской Божьей Матери — Ты там обретешь мир и крепость. Загляни туда после чая, перед приемом, — возьми туда Бэби с Собой — там так покойно, и Вы можете там поставить свечи. Пусть народ видит, что Ты — Царь-христианин, — не смущайся, — такой пример принесет пользу другим».
9.12.1916 (Императрица Государю из Царского Села): «Наш Друг говорит, "что пришла смута, которая должна была быть в России во время или после войны, и если Наш (Ты) не взял бы места Ник[олая] Ник[иколаевича], то летел бы с Престола теперь " Будь бодр: крикуны угомонятся — только распусти Думу поскорее на возможно более долгий срок — верь Мне [...] Отправься к любимой иконе, наберись там решимости и силы. Постоянно помни о сновидении Нашего Друга. Оно несьма, весьма знаменательно для Тебя и всех Нас».
Из дневника Государя (9.12.1916): «Едучи с Алексеем к старой Ставке, остановились и зашли приложиться к здешней чудотворной иконе Божией Матери».
10.12.1916 (Император Государыне из Могилева): «Вчера, катаясь в любимом лесу Алексея[†] у старой Ставки, Мы вошли и минутку молились перед иконой Божьей Матери. Я доволен, что Мы это сделали, раз это было Твоим особенным желанием».
12.12.1916 (Императрица Государю из Царского Села): «Я очень счастлива, что Ты съездил помолиться перед дорогим образом, — там так покойно, — чувствуешь себя отрешенным от всех треволнений в ту минуту, когда изливаешь свою душу и сердце в молитве, обращенной к Той, к Которой столько людей приходит со всеми своими горестями».
Из дневника Государя (10.12.1916): «Снег шел целый день. [...] Прогулку сделал к арх[иерейскому] лесу. Сильно дул ветер, пока дошли до леса, снег залеплял глаза и правые уши. До обеда принял Трепова».
13.12.1916(Император Государыне из Могилева): «...Я одобрил этот план [роспуска Думы 17 декабря], но взял с него [председателя Совета министров А. Ф. Трепова] торжественное обещание держаться его и довести до конца. — Я нарочно пошел помолиться перед иконой Божьей Матери до этого разговора и после этого почувствовал успокоение».
Из дневника Государя (13.12.1916): «Прогулка была известная к арх[иерейскому] лесу...»
Из дневника Государя (17.12.1916): «Прогулку сделали туда же в арх[иерейский] лес».
17.12.1916[‡] (Императрица Государю из Царского Села): «Сегодня днем более, чем когда-либо, буду думать о Тебе — да благословит Господь все Твои замыслы и планы! Надеюсь, что Тебе удастся предварительно помолиться перед образом. Я заказала всенощную на дому».
13.2.1917— первое сновидение крестьянке Андриановой об иконе Божией Матери Державной в Коломенской Вознесенской Церкви. В этот день в 1917 г. начался Великий пост. Накануне, 12 февраля, был праздник Иверской иконы Божией Матери — покровительницы России, чей Св. образ имеет особое эсхатологическое значение, будучи мистически связан с конечными судьбами Mipa.
22.2.1917(Императрица Государю из Царского Села): «Да хранят Тебя светлые ангелы. Христос да будет с Тобой, и Пречистая Дева да не оставит Тебя! Наш Друг [Г. Е. Распутин] поручил Нас Ее знамени. [...] Пожалуйста, съезди к образу Пречистой Девы, как только сможешь. Я так много молилась за Тебя там».
25.2.1917 (Император Государыне из Могилева): «Сейчас в 2.30, перед тем, как отправиться на прогулку, Я загляну в монастырь и помолюсь за Тебя и за Них [Детей] Пречистой Деве».
25 февраля 1917 г. Государь записей в Свой дневник не производил.
25.2.1917(Императрица Государю из Царского Села): «Пожалуйста, сходи на минуту к иконе Пречистой Девы и спокойно помолись за Себя, чтоб прибавилось сил, за Наше большое и малое Семейство».
26.2.1917 (Императрица Государю из Царского Села): «Бог поможет — это, кажется, уже предел. Вера и упование! Так спокойно от сознания, что Ты был у этого дорогого образа».
26.2.1917 (Второе сновидение Евдокии Андриановой): Этот день был последним, когда законная власть контролировала события; с этого же дня, по указу Государя, должна была прервать свои занятия Государственная дума (на следующий день она отказалась этому подчиниться).
26.2.1917 (Император Государыне из Могилева): «Я был вчера у образа Пречистой Девы и усердно молился за Тебя, Моя любовь, за милых Детей и за нашу страну, а также за Аню [Вырубову]. Скажи ей, что Я видел ее брошь, приколотую к иконе, и касался ее носом, когда прикладывался.
Вчера вечером был в церкви. Старуха, мать архиерея[§], благодарила за деньги, которые Мы пожертвовали. Сегодня утром [т. е. 26 февраля, в день второго сновидения Е. Андриановой! во время службы Я почувствовал мучительную боль в середине груди, продолжавшуюся '/4 часа. Я едва выстоял, и лоб Мой покрылся каплями пота. Я не понимаю, что это было, потому что сердцебиения у Меня не было, но потом оно появилось и прошло сразу, когда Я встал на колени перед [Владимирским чудотворным] образом Пречистой Девы».
2.3.1917 — обретение иконы Божией Матери, именуемой «Державная».
3.3.1917 (Императрица Государю из Царского Села): «У Нас был чудный молебен и акафист перед иконою Божией Матери [«Знамение» Царскосельской] [...] Поручила Их [Детей] и Тебя Ее святому попечению. Потом Ее пронесли через все комнаты [...] Все кругом черно, как ночь, но Бог над всем. Мы не знаем путей Его, ни того, как Он поможет,
но Он услышит все молитвы».
[*] Епископ Мелхиседек (Михаил Львович Паевский, 1878117.5.1931) — родился в с. Ватулино Вельского уезда Холмской губернии. Окончил Казанскую Духовную академию (1904). Архимандрит (1905). Ректор Тифлисской Духовной семинарии (1914). Поставлен во епископа Кронштадтского, 4-го викария Петроградской епархии (8.10.1916). Царица- Мученица в письме Вырубовой 15.12.1917 из Тобольска интересовалась судьбой Владыки. Епископ Ладожский, викарий Петроградской епархии (17.6.1917). Епископ Минский и Туровский (с 1919). В июле 1923 г. провозглашен «митрополитом Минским и Белорусским», главой «автономной Белорусской церкви». С января 1926 г. в григорианском расколе. В июне 1926 г. принес покаяние, сложив с себя титул «митрополита». С сент. 1928 г. — архиепископ Енисейский и Красноярский. 17 мая 1931 г. вызван в Москву и назначен членом Св. Синода. В тот же день скончался в храме у престола. — С. Ф.
[†] Речь идет об Архиерейском лесе, не раз упоминавшемся в дневнике Государя.
[‡] В ночь с 16 на 17 декабря 1916 г. был, как известно, убит Г. Е. Распутин, о чем Государыня сообщает в том же письме.
[§] Епископа Мелхиседека. — С. Ф.