Случайное фото

Рукопашный бой, обучение

О русском рукопашном бое, вступление

Что означает понятие рукопашный бой? Если вернуться лет на 70 назад, скорее всего, формулировка рукопашного боя была бы такой: боестолкновение бойца или подразделения с живой силой противника при непосредственном контакте, с применением холодного оружия и (или) любых других доступных подручных средств, предметов, а также без оружия, с целью выведения из строя или уничтожения личного состава противника. В общем, рукопашным боем тогда однозначно назывался непосредственно бой как военное действие, сравнимое с ведением войн в период до изобретения огнестрельного оружия, а на войне, как известно, убивают, да и правил с судейством во время схватки там нет.  Вот почему, по моему мнению, крайне некорректно называть спорт рукопашным боем. Но, к сожалению, в наше время это понятие стало чрезвычайно размытым, в эти слова каждый вкладывает свой смысл. Да и сам рукопашный бой сегодня, несомненно, изменил своё значение и возможности применения. Но всё же, для ясности в голове, занятия даже прикладным рукопашным боем будет правильнее понимать для себя как занятия по подготовке к рукопашному бою. Это понимание необходимо для правильного восприятия славянских единоборств, так как они являются частью воинского искусства, ратного дела, а не спортом, которого на Руси, в общем-то, никогда и не существовало, спорт у нас заменялся плясками да забавами, к которым относился и кулачный бой, уходящий своими корнями в ещё до-Христианскую эпоху. Вопрос же, который мы рассматриваем, обозначим его как Славянские единоборства, относится к ратному делу, хотя навыки кулачного боя, несомненно, являются его частью. В наше время такие единоборства называются прикладными.

На самом деле, правильно подобрать название для этой части подготовки воина на Руси, с исторической точки зрения очень не просто, как говорится «аршином общим не измерить», это касается не только названия, но и содержания. Но если сильно не умничать, а воспринять информацию интуитивно, так сказать сердцем, для нашего человека сразу всё станет намного понятней.

 

Основные принципы и отличительные черты русского рукопашного боя

Как же охарактеризовать наше искусство ведения рукопашного боя, чем можно выделить его из других единоборств, в чём его отличия?

Я выделил бы следующие факторы, уникальность которых в корне отличалась и отличается сегодня от всех широко известных боевых искусств мира:

  • психология
  • методика обучения
  • нестандартность

Фактор психологии довольно подробно рассмотрен в статье Традиции и психология русского стиля рукопашного боя. И пусть вас не смущает слово психология, ведь в его корне стоит греческое слово «psyche» - душа. Если же рассмотреть этот вопрос сугубо с точки зрения материализма, то коротко можно сказать так - эмоциональная лояльность к противнику (сильные эмоции заставляют напрягаться и вступать в силовую борьбу, как бы зацикливают человека исключительно на одном противнике, отрезая доступ к информации о происходящем вокруг).

 

 

JavaScript is disabled!
To display this content, you need a JavaScript capable browser.

Обучающие упражнения:  кулачный бой - перемещение и контратака ; Борьба - встраивание в движение соперника и выведения его из равновесия по ходу движения

 

JavaScript is disabled!
To display this content, you need a JavaScript capable browser.

Обучающие упражнения: развитие чувствительности тела и контроль ножа; развитие чувствительности тела и сбрасывание удара.

 

Рукопашный бой обучение, методика

Методики обучения, собственно, и представляют собой самую ценную информацию. Удобнее всего раскрыть этот вопрос на примерах сравнений с другими единоборствами. Прежде всего надо знать, что русский стиль относится к так называемым мягким стилям. Из восточных единоборств к мягким стилям относятся известные всем Ушу, Айкидо и другие. Легче всего их распознать по отсутствию жёстких блоков, отсутствию напряжения тела в стойках и акцентированного напряжения в конце движений, ударов и тд. Все эти и другие признаки  мягкого стиля, как таковые, присущи и нашему рукопашному бою, а вот в чём мы в корне отличаемся от остальных, так это в подходе, как к самому бою, так и к обучающему процессу. Дело в том, что в отличие от остальных, всем известных единоборств, мы изучаем не приёмы, броски, связки, модели поведения в конкретных ситуациях, то есть чёткие программы и установки, а принципы и знания, на которых и основываются все действия. Исходя из этого и строится процесс обучения, не тренировки, а именно обучения, причём обучения творческого. В процессе изучения самого боя подопечному даётся полный простор фантазии, преподаватель лишь указывает на неверные, проигрышные действия и даёт подсказки. Этому предшествует период  подготовки тела и расширения сознания, разъясняются принципы работы, изучается устройство тела, психология, ставится дыхание, развивается чувствительность, определённым образом формируются мышцы и мышление, человек обучается мыслить нестандартно. Спектр применяемых для этих целей упражнений  чрезвычайно широк, и именно их определённый набор, выстроенный в определённой последовательности, и является самым ценным, методикой обучения. В основном, именно методиками обучения и обуславливается та разница в манере проведения боя между различными «видами» славянских единоборств, и группами, занимающимися у разных инструкторов. При этом каждый человек  развивается исходя из собственных особенностей телосложения и характера, что делает его действия естественными и оптимальными для него лично. Есть также упражнения, предназначенные для раскрытия внутреннего потенциала человека, но их понимание и доступ к ним имеют немногие, данные методики с неохотой и не в полном объёме выходят наружу.

Все эти факторы не позволяют втиснуть славянские единоборства в рамки каких либо стандартов, даже внутри себя. В русском стиле отсутствуют жёсткие захваты, вместо них используются подхваты и прихваты, как вспомогательное, а не основное средство контроля противника. Необходимо это для ненапряжения собственного тела, что в свою очередь позволяет оставаться подвижным и даёт возможность чувствовать противника, его действия, напряжения, наиболее уязвимые в этот момент места и направления приложения силы. Нет жёстких блоков, вместо них применяются своды ударов и иных действий противника по ходу их движения с несущественным изменением траектории. Любое движение, действие соперника  как бы сводится с себя и сопровождается, продолжается так, чтобы в конечном итоге привести к выведению из равновесия, либо крайне неудобному положению соперника. При этом, какими будут действия бойца, до момента их воплощения не знает даже он сам, происходит это потому, что боец действует не по заранее выученной схеме, а исходя из ситуации, происходящей в данную секунду времени, в которой участвуют десятки различных факторов. Понятно, что провести анализ такого количества факторов, принять решение и отреагировать за столь ничтожный промежуток времени невозможно, все эти действия выполняет подсознание. В него с помощью специальных упражнений закладываются те самые принципы, на основании которых и происходит решение этих задач. Такая же нестандартность проглядывается и в ударной технике, в которой нет чёткого шаблона движения, а лишь общие схемы и развивающие упражнения. При достижении определённого мастерства, удар становится проникающим, он не оставляет следов на коже, синяков, но переворачивает всё внутри. Упор делается не на силе удара, а на его точности.

И даже всё выше перечисленное не является догмой, при необходимости боец легко может применить также и действия, противоречащие представленным принципам.

Шапко Петр, клуб "Казачий Спас"

Другие статьи по теме:

Славяно-русский стиль и «СПАС» – взгляд современника

Военно-патриотический клуб "Казачий Спас" открыт в Минске

Современная военная экипировка и военная форма

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Rambler's Top100 Allbell.org