Случайное фото

Зачем Минску памятник польскому мятежнику?

Не так давно в СМИ прошла информация о том, что в г. Минске в микрорайоне Зеленый Луг, который городские власти в ближайшем будущем собираются уплотнять и застраивать новыми домами, будет установлен памятник польскому мятежнику Кастусю Калиновскому – руководителю восстания 1863 г. Установку этого памятника поддержало как минимум 3500 человек. Это те, кто, как и многие современные историки, вроде Василия Герасимчика и других, считают Калиновского белорусским «воплощением патриотизма и самопожертвования». Некоторые считают его даже белорусским суперменом, на примере которого можно воспитывать детей. Упаси Бог!

Если начать разбираться в личности Калиновского, то можно увидеть, что его судьба очень схожа с судьбой многих молодых революционеров, личности которых созревали в студенческих кружках Петербурга XIX века, окутанных идеями борьбы против самодержавия в Российской империи. Вот и Калиновский, оказавшись в Петербурге студентом, попал под влияние идей прежде всего революционера-демократа Н.Г. Чернышевского и «русского европейца» Герцена. Постепенно поразмыслив над тем, «что делать?», как в романе Чернышевского, Калиновский вернулся на родину, где вместе с революционером Врублевским создал такие кружки на территории Гродненщины и Виленщины. Там же он основал пропагандистскую нелегальную газету «Мужицкая праўда», издаваемую для польских и белорусских крестьян 60-х годов XIX века на, так называемой, польской латинице, на которой, кстати, тогдашние белорусские неграмотные крестьяне вообще читать-то и не умели.

 

 

«§ 2. Польскі Нацыянальны ўрад аддае аселым сялянам, панскім і скарбовым, на вечныя часы ў поўнае ўладанне без чыншаў і выкупаў тую зямлю, якую яны мелі да гэтага часу, а ўсе распараджэнні маскоўскага ўрада адмяняе, таму што гэта зямля польская, а не маскоўская.
§ 3. За гэта сяляне павінны, як шляхта, бараніць польскі край, грамадзянамі якога з’яўляюцца з сённяшняга дня.
§ 4. Парабкі ж, адстаўныя салдаты і ўсе неаселыя, якія толькі пойдуць бараніць польскі край ад маскалёў, атрымаюць самі ці іх сем’і ва ўзнагароду надзел зямлі сама меней у тры моргі.
§ 5. Польскі ўрад узнагародзіць грамадзян за панесеныя імі ахвяры з нацыянальных фондаў.
§ 6. Калі хто не будзе паслушны гэтаму Маніфесту, ці ён пан, селянін, чыноўнік або хто іншы, будзе пакараны паводле польскіх ваенных законаў.

 

 

Манифест Жонда Польского в Литве и Беларуси от 1 февраля 1863 г. (в это время его возглавлял В.К. Калиновский):

Калиновский был не белорусом, как пишут многие современные белорусские историки-националисты вроде Орлова, а поляком по происхождению и выступал за объединение с Польшей, а также ориентировал повстанцев на Польшу. Причем ориентацию на Польшу он всегда подчеркивал, говоря, что «польское дело есть дело нашей свободы». Несмотря на то, что ориентировано восстание было на крестьянство, как таковое крестьянство его не особо поддержало. А вот шляхецкая и студенческая молодежь вполне. Сам Калиновский, кстати, является выходцем из польской шляхецкой семьи. Сразу напрашивается вопрос, как может руководить крестьянским восстанием человек, который изначально к земле никакого отношения не имеет?

Главная суть восстания – «москаляку на гиляку!»

Цели восстания было достаточно просты. «Белые», представлявшие помещиков и мелкую буржуазию, выступали за независимость Польши. «Красные», которые были связаны со шляхтой и мелкими чиновниками, поддерживали независимость Литвы.

 

 

Прокламация, найденная в обозе повстанческого отряда Нарбута, разогнанного 15 июля 1863 г. Военными в Пинском уезде. «Это ты, поп, будешь так висеть, если не исправишься. Если у тебя еще чешется язык брехать в церкви хлопам бредни, то лучше наколи его шпилькой !! А вороны будут насыщаться твоим телом !!! Ах, какая же это будет позорная смерть ???»

 

 

В этом смысле важным является русофобский и антиправославный характер деятельности Калиновского. Материал, который молодой революционер публиковал в газете «Мужыцкая праўда», наполнен ненавистью к России, к русским (называют их здесь «москалями»), к монархическому строю, к русскому царю и к православному христианству (хотя сам Калиновский, при этом, всегда относил себя к атеистам). Газета изобилует эмоциями. В ней утверждается, что московское (царское) правительство якобы не облегчает жизнь народа, а только грабит его. При этом газета активно пропагандирует униатство и польское владычество в Беларуси. Как утверждает академик Карский, газета содержит в себе «возбуждение к отстаиванию унии и к уклонению от православия, а также призыв к соединению с поляками против русских». Вот, как выглядит один из текстов самой газеты:

«Божа! Злітуйся на намі і памажы нам ў нашай нядолі, выжані Маскаля з нашаго краю, дай нам праўдівую вольнасць і веру нашых Дзядоў…<…> ваш брат, такі самы з Дзядоў-Прадзедаў мужык як і Вы: ту яшчэ ўніяцкай веры…»

Данная газета «при полном извращении исторической истины», как пишет Карский, пропагандирует угнетение поляков и евреев при русской власти, поэтому белорусы, как близкие соседи, приглашаются прийти на помощь к польскому восстанию и освободить поляков и евреев от русского гнета. Именно это во многом насторожило белорусов, которые в массе своей не поддержали восстание.

Кстати многие белорусские культурные деятели XX века воспринимали восстание 1863 года именно как польское, а не белорусское. Как пишет Гронский, белорусский поэт Янка Купала в одном из своих писем называет восстание именно польским. Как белорусское оно начало восприниматься только в 1970-1980 годы с появлением публикаций советских ученых вроде Дорошевича и Конона.

«Кому поклоняешься, тем и станешь»

Сейчас в новой независимой Беларуси личность Калиновского находит свой отклик, прежде всего, среди белорусских националистов и, как ни странно, шопоголиков. Одни мечтают о якобы независимой Беларуси, другие – о том, чтобы в Польшу за покупками ездить без виз. Но и тем и другим личность Калиновского очень выгодна, т.к. это позволит развивать «союз» с Европой. Все как по украинскому сценарию. И что тогда? Еще одна смута, разжигаемая западной цивилизацией? А о последствиях кто-нибудь подумал?

Если мы будем воспитывать детей на примере таких героев как Кастусь Калиновский, то это приведет только к росту белорусского национализма и польского «шопоголизма» среди молодежи и подрастающего поколения. И тогда недолго останется ждать до очередного майдана в Восточной Европе, местом действия которого Запад давно уже выбрал Беларусь. Как говорится, кому поклоняешься, тем и станешь.

 

http://sozh.info/zachem-minsku-pamyatnik-polskomu-myatezhniku/

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить