Случайное фото

Приходу Преображения Господня в г.п. Сапоцкино очень необходимы средства для строительства храма

Дорогие братья и сестры! Приходу Преображения Господня в г.п. Сапоцкино очень необходимы средства для строительства храма.
Сейчас, благодаря развитию прихода и настоятелю храма отцу Василию, православная история Сапоцкинского храма возрождается. И мы можем помочь в этом.
         На данный момент строительство храма ведется очень медленно из-за недостатка средств, т.к. пожертвований местных жителей не хватает, хотя они очень желают посещать службы в церкви
         Мы, очень надеемся на вашу поддержку!!!
Реквизиты для пожертвования: расчётный счёт 3015000046737, УНП: 500369699, филиал 400 ГОУ АСБ “Беларусбанк” г.Гродно.

 

 

Датой основания местечка принято считать 10 июля 1519 года, когда великий князь литовский Сигизмунд дал боярину Сопотько Стецковичу (Сопотку Стецковичу) привилегию на владение землей Романовщина в Гродненском уезде. Однако никаких прямых доказательств того факта, что упоминание касается именно места возникновения Сопоцкина, не существует. Более точную информацию находим в одном из актов гродненского земского суда за 1634 год. В этом документе содержится выдержка из описания земель крестьян-подданных гродненского Борисоглебского монастыря, которое было составлено королевскими граничными комиссарами Себастьяном Дыбовским и Лаврияном Войной. Между другими записями в этом документе находим упоминание о дороге "с Городна до местечка Сопоткин». Именно это упоминание, датированное примерно 1550-1560 гг., мы сегодня можем считать наиболее старой записью о местечке в письменных источниках, хотя, безусловно, местечко возникло раньше.

Православный приход в Сопоцкине был образован примерно в 1580 году или даже раньше. По крайней мере, в акте визитации прихода за 1812 год указывалось, что у священника сохранялась привилегия короля Стефана Батория на церковь в Сопоцкине, которая была передан основателю церкви Воловичу. С начала XVII в. приход в Сопоцкине был греко-католическим. Как следует из инвентаря Сопоцкина 1704 года, единственной культовой постройкой в ??местечке была униатская церковь, что свидетельствует о белорусском характер местного славянского населения. Анализируя имена жителей-христиан Сопоцкина, упоминаемые в инвентаре, легко прийти к выводу, что большая часть их принадлежала к униатству, и, соответственно, предки их до конца XVI в. были православными.

В 1725 году тогдашний владелец Сопоцкина Богуслав Корвин Госевский, смоленский римско-католический епископ, построил в местечке деревянную церковь Успения Девы Марии, наверное, на месте прежней. В 1804 году эта церковь была уже в очень плохом состоянии и требовала быстрого ремонта. Вокруг храма хоронили умерших, хотя для захоронений уже были созданы отдельные кладбища. Отделка храма с тремя алтарями напоминала римско-католический костел. К приходу относились несколько десятков деревень. Количество прихожан церкви в Сопоцкине в 1804 г. составляла 732 человека.

Эта церковь просуществовала до конца 1830-х гг., когда была построена новая каменная церковь, освященная в 1841 году.1 Сапоцкинская Успенская церковь до 1875 года была униатской, после стала православной. Между 1908 и 1915 гг., после ликвидации приходов в Перстуне и Липске, церкви в этих местностях относились к приходу в Сопоцкине.

После немецкой оккупации в 1915 г. в церкви остался священник Юстин (скорее всего, как многолетний настоятель Иусцин Палецкий), который, однако, выехал из Сопоцкин около 1918 года. В межвоенный период церковь не действовала (хотя, вроде бы, в 1930 году для нее был назначен отдельный католический священник) и использовалась крестьянами как хранилище для зерна, а с начала 1950-х гг. - как склад табака. К 1970 году храм был разрушен. От церкви уцелела только фундамент, который находится на территории сапоцкинского детского сада.

 

Православный монастырь в Теолине около Сопоцкина

Весной 1789 г. (6 марта) Антоний и Теофилия Воловичи основали в Теолине римско-католический костел. Новый приход создавался с западной стороны Гожского римско-католического прихода. Теолин быстро стал пригородом Сопоцкина и его основными прихожанами стали жители местечка и окрестных деревень. В 1877 г. римско-католический приход был закрыт по причине "вредного влияния на новоприсоединенных к православию бывших униатов". При чем главным инициатором этого стал тогдашний настоятель православной Успенской церкви в Сопоцкине Иосиф Будинович. С 1877 по 1885 гг. костел был филиалом приходского костела в Селивановцах, после чего российские власти закрыли храм окончательно, а в 1890 году передали его во владение православному ведомству. Решением Синода от сентября 1893 года в Теолине около Сопоцкина был образован православный Теолинский Свято-Преображенский монастырь. Обустройством монастыря занялась игуменья Ляснянского монастыря Седлецкой губернии Людмила. Костел был сильно переделан в православном стиле (возведен иконостас, хоры, другой вид приобрела звонница). Появилось несколько новых зданий. В октябре 1894 монастырь был священ.1 Освятил новый монастырь Холмско-Варшавский архиепископ Флавия. Цель создания монастыря обозначалась как "миссионерская цель для приведения бывших униатов в лоно православной церкви". Вот как описывал свидетель торжественное богослужение, которое происходило в монастыре 1 октября 1894 г.: "Крестьяне соседних деревень с самого утра заполнили церковь и церковный погост, а во время литургий из соседних воссоединенных приходов, по поводу храмового праздника Покрова Богородицы, прибыли процессии с хоругвями, иконами и настоятелями приходов во главе".

Торжественное богослужение при стройном пении хора Августовской церкви располагало всех к искренней молитве и, по всему видно, особенно хорошо сильно воздействовало на крестьян воссоединенных приходов, между которыми можно было заметить и тех, которые еще не отказались от своих религиозных ошибок и пришли в церковь тайно...

«Наблюдения первых месяцев существования православной женской обители в Теолине при открытом доступе к ней всех крестьян в своих потребностях, при разумном и спокойном отношении к ним монахинь, которые вызвали доверие населения к себе, особенно крестьянок-матерей и детей, - дают надежду, что монастырь этот в более или менее недалеком будущем проявит свою миссионерскую деятельность по укреплению православия в среде воссоединенной и "упорствующего" населения Августовского уезда».

В 1908 г. в монастыре было два храма: Преображения Господня (бывший римско-католический костел в Теолине) и трапезный, в честь Покрова Богородицы, построенный в 1898 году. При монастыре работала иконописная мастерская, а также двухклассная церковно-приходская школа на сто девочек. Больницу и амбулаторию при монастыре ежегодно посещало до восьми тысяч человек. В монастыре жили: игуменья, десять монахинь и около шестидесяти послушниц. Школа при монастыре действовала также в качестве приюта, там в 1897 году жило сорок девушек. "Большинство учениц - дети "упорствующих" крестьян, поэтому ученицы иногда приходили в школу некрещеными и таинство крещения совершалось над ними во время их пребывания в монастыре", - последняя цитата также ярко подчеркивает главную цель монастыря.

В 1905 году приют монастыря пополнился десятью девочками - сиротами солдат, погибших на русско-японской войне.

Важную часть доходов монастыря составляли пожертвования.

Молодым воспитанницам монастыря старались дать начала профессии, чтобы обеспечить им возможность поиска работы после выхода в свет, а незадолго до начала Первой мировой войны в Теолине были открыты учительские курсы, выпускницы которых работали учительницами в ближайших деревнях вне Сопоцкинского края.

Интерес к жизни монастыря проявляли и известные в Российской империи лица. В сентябре 1900 его посетил протоиерей Иоанн Сергиев, вошедший в историю как святой Иоанн Кронштадтский. Отец Иоанн осмотрел монастырь, принял делегацию от сопоцкинских евреев и провел литургию, где в проповеди убеждал бывших униатов «возвратится в лоно православной церкви, потому что вне общения с церковью: нет спасения».2 Монастырь фактически жил за счет пожертвований отца Иоанна, который в предыдущие года-существования пожертвовал на него 50 тыс. рублей. Монахини купили за эти деньги имение Юзофатово, работали на нем и кормили девочек из приюта. Были также открыты кирпичный завод и заводик по изготовлению извести. Отец Иоанн не ограничивался периодической высылкой денег, он активно обращался с просьбами о помощи монастырю к различным высокопоставленным лицам и организациям, в том числе в Святейший Синод, лично к В.К. Саблеру, сенатору и заместителю обер-прокурора Синода. Но, несмотря на это, долги монастыря все увеличивались, что однажды даже вызвало нарекания о. Иоанна: "Я думал, что заплатил за вас все долги, потому что посылал вам даже больше, чем ты просила, но оказывается, что у вас появились новые долги".

Почти сразу после начала Первой мировой войны в начале 1914 года женский монастырь выселился с Теолина в Городню.

В 2008 году началась реконструкция Свято-Преображенского Сапоцкинского храма, настоятелем которого является иерей Василий Татарчук. Ежегодно 13 сентября в честь событий знамения Божией Матери в августовских лесах Русскому воинству в Первой мировой войне (день памяти события 14 сентября) происходит Крестный ход от Свято-Владимирского храма города Гродно.

О, Владычице Богородице, Августовскою Победой нарекшаяся во святой иконе Твоей, Богородице Марие! Приими милостиво сие малое моление наше и умоли Сына Твоего Господа Иисуса Христа помиловать землю Русскую и избавить от нашествия иноплеменных и от безбожныя власти, нас же до сподобит во Царствии Небесном со всеми русскими воинами на поле брани убиенными и со всеми святыми Богу петь: Аллилуиа.

Храм Преображения Господня

Реквизиты для пожертвования:

Расчетный счет 3015000046737,

УНП: 500369699,

Филиал 400 ГОУ

АСБ «Беларусбанк» г. Гродно

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить