Случайное фото

Истоки причин февральско-октябрьской революции

Доклад рождественских чтений 16.12.17г.

Главная основа самого бытия России в истории — способность к нравственному подвигу и, если нужно, самопожертвованию — оказывается одновременно и самой мощной побудительной силой к великим деяниям (отсюда мощь государства и самого народного «организма»), и самым хрупким и уязвимым для внешних воздействий основанием, поскольку предполагает постоянное свободное воспроизведение этой способности к нравственному усилию, ничем не поддерживаемой, кроме христианской совести и примера великих предков. И стоит кому-либо соблазнить русских идеей погони за одним лишь земным благополучием и комфортом, подменить подвиг и нравственное усилие компромиссами эгоистических «интересов» и т.д., как вся эта внешняя мощь окажется бесполезной и бессильной, и Россия начинает разрушаться нравственно и физически.

...О сути революции ярко писал митрополит Анастасий (Грибановский)1. Революция своими глубочайшими корнями… выходит за рамки пространства и времени, как это установил еще Густав Лебон, считавший ее иррациональным явлением, в котором действуют какие-то потусторонние силы… Вечная борьба зла с добром, темноты со светом, сатаны с Богом и составляет наиглубочайшую моральную основу революции, ее тайную душу и главную цель. Все остальное, что обычно характеризует ее, так называемые политические и материальные перевороты, разгул кровавых ужасов, есть только внешние результаты или средства этой борьбы; они относятся к ней также, как стрелки на часовом циферблате к движимой, но спрятанной от нас пружине.

Революционный процесс пронзает всю историю мира. Первый акт этой драмы имел место в глубине небес, когда там произошел бунт против Творца в окружении бесплотных духов, а эпилог ее описан огненными красками на страницах Апокалипсиса. Павший Денница первым зажег огонь революции в мире…Свергнутый за свою дерзость с Небес, сатана…вознамерился втянуть в эту темную борьбу и первого человека, настроив его против своего Творца.

Отравленные навсегда ядом гордыни, что прозвучала для них в словах «будете как боги», потомки Адама никогда уже не могли сами вылечиться от этой опасной болезни. Сатана незримо разжигал в человеке этот губительный дух самоутверждения, который толкнул его сопротивляться своему Творцу…

Появление гуманизма, который попытался вывести человека из подчинения Божьего Авторитета, чтобы объявить его источником самодостаточности и секуляризовать всю культуру, которая выросла на христианских корнях, представляет собой новый момент в развитии и углублении этой вековой драмы. Конечно в свою очередь гуманизм возник на деградации нравственности носителем которой должна была быть церковь. На этом фоне русская интеллигенция не находя выхода из тупика деградации и уставшая от разгула безнравственности ищет выход из порочного круга …слова «властителя дум», «голодранца» Белинского: «мир устроен так подло, что для его изменения оправданы любые средства…»2 отражает настроение тех времён. Всю деградацию нравственности и неспособность церкви изменить ситуацию описал в своих стихах: Грешить бесстыдно, беспробудно... Александр Блок (1914г.)

Грешить бесстыдно, непробудно,

Счет потерять ночам и дням,

И, с головой от хмеля трудной,

Пройти сторонкой в божий храм.

Три раза поклониться долу,

Семь — осенить себя крестом,

Тайком к заплеванному полу

Горячим прикоснуться лбом.

Кладя в тарелку грошик медный,

Три, да еще семь раз подряд

Поцеловать столетний, бедный

И зацелованный оклад.

А воротясь домой, обмерить

На тот же грош кого-нибудь,

И пса голодного от двери,

Икнув, ногою отпихнуть.

И под лампадой у иконы

Пить чай, отщелкивая счет,

Потом переслюнить купоны,

Пузатый отворив комод,

И на перины пуховые

В тяжелом завалиться сне...

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.

На фоне экономического подъёма 1913 года нравственная деградация и зависимость церкви от государства была настолько велика, что на Святую Гору, куда уже тысячу лет не ступал человек с оружием, высадилась и развернулась

русская регулярная армия для расправы над русским монашеством на Афоне. Революция всегда приходит со вкусом свободы, причем свободы абсолютной, как бы божественной, обещание которой звучало в словах искусителя: «будьте как боги». Революция всегда находит для себя почву в этой неумирающей иллюзии человечества, за увлечением которой последняя всегда платила такой высокой ценой.

Вслед загуманизмом, который вывел человека из подчинения Божьего Авторитетаискусителю понадобился либерализм, который должен был вывести человека из подчинения государства. Особенностью России и других стран Русского мира является то, что в них проживает огромная масса людей, настроенных враждебно по отношению к своей большой Родине, поскольку их «идеалом» является западная цивилизация — точнее, в современную эпоху «идеалом» стало «потребительское общество» всех стран так называемого «золотого миллиарда». Эта враждебность проявляется в распространении сначала среди интеллигенции XIX в., а позднее уже и среди самых широких слоёв населения системы крайне негативных взглядов на историю, государственность и культуру России, основанных на невежестве и сознательной вражде. Эта идеология русофобии является целой индустрией «промывки мозгов», частично финансируемой из-за рубежа, но затем уже являющейся и результатом собственной инициативы людей, работающих в российской системе образования и СМИ, так как русофобские взгляды укоренились среди части населения и даже считаются в определённой среде необходимым признаком «продвинутости». За этой частью интеллигенции и стоят все предательства.

Святый праведный Иоанн Кронштадтский пророчествовал «…Не стало у интеллигенции любви к Родине, и она готова продать ее инородцам … От неверия, от безбожия… На почве безверия, малодушия, безнравственности совершается распадение государства…»

«Когда бы даже революция и давала положительные результаты…, эти приобретения не стоят «чистой слезы ребенка». Жизнь людей тут служит кирпичом, их кровь – цементом, их страдания – штукатуркой, ужасы и зверства – краской» (профессор социологии Сорокин)… я согласен с ним, носмогла ли бы церковь сбросить с себя государственное (светское) управлениедругим способом? Был ли у Христовой Церкви другой способ, что бы не взойти на эту «Голгофу»?...ведь в России во главе церкви с 1721 года (Пётр I) стоял Правительствующий Синод возглавляемый обер-прокурором (светский чин, назначался царём). Над синодом стоял правящий Монарх, имеющий право корректировать решение Синода. Церковь стала не самоуправляемой частью государства.

После февральской революции и наступившего в России хаоса 28 августа 1917 года в Москве открылся Поместный Собор РПЦ. Предводительствовал на Соборе Владыка Тихон, Митрополит Московский и Коломенский.Можно сказать с уверенностью, что в русской истории не было Собора столь соборного, представительного, ответственного и смелого, столь воодушевленного живой верой и готового идти на подвиг, как Поместный Собор 1917-1918 г. Этот Собор

открылся в день Успения Божией Матери, по новому стилю 28 августа 1917 года. Почетным председателем Собора стал старейший митрополит Киевский Владимир. После событий 7 ноября, в условиях обстрелов большевиками Кремля было решено восстановить патриаршество немедленно. 18 ноября старец Зосимовской Смоленской пустыни иеросхимонах Алексий определил из трёх кандидатов по жребию Митрополита Тихона в качестве Патриарха. 4 декабря была совершена интронизация Тихона. В январе 1918 года им была провозглашена анафема большевикам. Правительством большевиков, в свою очередь церковь была отделена от государства т.е. она стала самоуправляемой.

В 1925 году (25 марта) Тихон обратился с Воззванием, в котором призвал паству понять, что «судьбы народов от Господа устрояются» и принять приход советской власти как выражение Воли Божьей. Т.е. анафема не просто была снята, но было признано, что приход советской власти это выражение Воли Божьей. После смерти Тихона обязанности Патриарха исполнял, в качестве местоблюстителя, сначала Священномученик Петр (Полянский) митрополит Крутицкий (который отказался сотрудничать с большевиками и был расстрелян), затем митрополит Нижегородский Сергий (Старогородский). В 1943 году, в переломный момент Великой Отечественной войны, правительством было принято решение о восстановлении патриаршества, и на Поместном Соборе Сергий был избран Патриархом (12 сентября интронизация). Таким образом церковь опять стала самоуправляемой частью государства, такой какой была до Петра I, по сей день Патриархи избираются в установленном порядке. Может быть прав был, всё тот же Александр Блок, который закончил свою поэму 12 о революции словами: «…И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Иисус Христос».

 

 

Использованные источники и литература:

1. Достоевский и Калиновский (Попытка религиозно-морального сопоставления судеб) По изданию Свято-Успенского Жировичского монастыря «Жировическая обитель».

2. Виталий Даренский: Инструмент духовной оккупации.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить