Случайное фото

Славяно-русский стиль и «СПАС» – взгляд современника

 

 

 

Евангелия благовествуют радость велию, яко родися Спас миру Христос Господь ((ср.: Лк. 2, 10-11), и указывают всем верным путь ко спасению и наследию вечноблаженной жизни).

 

Тема очень сложная и писать о ней очень и очень не просто. Хотя, с другой стороны, все вроде бы и просто: взял и прочел «Молитвослов православного воина» (молитва напоминает о Боге, просветляет ум, пробуждает совесть, обнаруживает ужас греха, открывает святость добродетели и тем самым отвращает сердце от пороков). Есть еще одна хорошая книга: «Как спастись в современном мире» (о соблюдении поста в православии). Общаясь со священниками и монахами православной церкви, читая священные писания и соблюдая пост, можно теоретически приблизиться к Спасу. То есть узнать, что такая система существует. Но чтобы Спас начал действовать, нужна кропотливая работа сознания: Переживание или сопереживание, – это образ жизни. Не каждому это под силу, только избранным. «Избранный» – трудолюбивый – до самопожертвования. Кто сам не плошает, тому и Спас помогает.

Что такое переживание или сопереживание? Я позволю себе привести пример из книги Евгения Лосева «Миронов» (о донских казаках времен русско-японской и гражданских войн), дословно:

«Ну а мужеству, характеру Разина ты, Миронов, отдаешь дань? Не только отдаю, но готов стать на колени и поклониться. Он встал на колени, перекрестился и коснулся лбом холодных плит храма. Приподнялся. Суровый, Нелюдимый и, кажется, мало что видящий вокруг себя, как в полусне начал продвигаться вглубь храма. Вдруг что-то непонятное произошло с его головой – какое-то ослепление или очищение? Он просто не мог объяснить своего ощущения. В голове будто ни одной мысли, и такая она легкая, чистая стала. Он сделал полшага в сторону – и снова тяжесть обычная вступила в голову. «Что бы это значило?» – подумал и вернулся на эти самые полшага назад и специально встал на то место, где ему почудилось облегчение, похожее на детскую радость. И, о чудо! – снова такое же светлое и легкое озарение. Он опустил голову, как-то весь расслабился, его широкие плечи опустились… Во всем теле чувствовалась радость и легкость. Обновление и успокоение.

Потом Миронов узнал, что в самом центре храма есть такая точка, через которую невидимой нитью связываются небо и земля, и если человек найдет ее, то почувствует как бы возрождение всех своих духовных и физических сил … Вот тебе, подумал Филипп Кузьмич, и безграмотные предки!.. Это какой же надо сверхъестественной святой силой обладать, талантом, даром, чтобы осуществить невероятный замысел – сосредоточить в одной невидимой нити разлитую в мире божественную энергию! И, чтобы эта энергия проникала в человека и воскрешала его.

Будто одновременно прикоснувшись к небу и земле, и получив от них концентрированную энергию солнца, воздуха, воды и недр, он по-новому взглянул на иконостас, составленный из ста двадцати пяти икон в золотых рамках от пола до сводов… Такого великолепия ему еще не приходилось встречать, и он непроизвольно перекрестился…Что это с тобою, Филька Миронов?  Ведь тебя же считали чуть ли не безбожником! Да и сам ты, помнится, хорохорился, что не веришь в бога. Выходит глупая молодеческая самонадеянность может явиться где-нибудь в глухом месте, в степи… А вот когда тут постоишь, потрясенный и безмолвный, да поглядишь и подумаешь хорошенько, то не только голова прояснится, но и мысль возникает, что всякое творение не  обходится без участия  могущественных сил. Ему на память пришли слова его дяди по имени Тит, богатого казака, который всегда говорил, что за любое дело надо браться с именем Бога, помолясь, и дело всегда сладится.

Вот уж никогда бы не поверил, если б сам не испытал такого состояния, что из церкви люди выходят умиротворенные и очищенные от скверны дурных поступков. И  с просветленной совестью Миронов вышел на паперть, новыми глазами взглянул на солнечный мир и на станицу. Улыбнулся в усы…»

«…яко родился Спас миру Христос Господь…»

Теперь, уважаемые читатели, видно, что «Спас» придумать невозможно и владеть им тем более. Как можно владеть Господом Богом, тем более управлять им? А вот Христос Господь (Спас) не оставит  своего сына грешного, который выполнит все Его Господа условия.

Есть еще одна очень ценная книга и называется она: «Брань невидимая». Написана эта книга неким мудрым мужем?!, старец же Никодим Святогорец (Светогор – былинный богатырь) только пересмотрел ее, исправил, пополнил и обогатил примечаниями и выписками из святых отцов, подвижниками.

Да простит меня уважаемая редакция и читатели, ну, никак нельзя писать о Спасе, и при этом не делать ссылку на священные писания. Итак, опять дословно:

«Ибо она («Брань невидимая») поучает не о какой-либо чувственной и видимой брани и не о врагах явных и телесных, но о брани мысленной и невидимой, какую каждый христианин восприемлет с того часа, как окрестился и дает перед Богом обет – воевать за Него, во славу божественного имени Его, даже до смерти (почему написанное в книге Числ: сего ради глаголется в книзе: брань Господня, - иносказательно написано о сей невидимой брани (Чис. 21, 14), и  о врагах бестелесных и неявных, кои суть различные страсти и похотения плоти, и демоны злые и человеконенавистные, день и ночь не перестающие воевать против нас, как сказал блаженный Павел: …несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесной  (Еф. 6,12).

Воины, ведущие борьбу в этой невидимой брани, поучает она, суть все христиане; военачальником их изображается Господь наш Иисус Христос, окруженный и сопровождаемый тысяченачальниками и стоначальниками, то есть всеми чинами ангелов и святых; поприще брани, бранное поле, место, где происходит самая борьба, есть собственное наше сердце и весь внутренний человек (создайте условия и Спас поселится там; авт. статьи); время брани – вся наша жизнь (нельзя тренироваться искусству воина год, два, три, стать чемпионом какого-то города, государства, Европы и мира, а потом бросить все.., зачем тратить время?) авт. статьи).

Какие же суть оружия, в которые  облекает своих воинов эта невидимая брань? Слушай. Шлемом для них служит совершенное себе неверие и совершенное на себя ненадеяние; щитом и кольчугой – дерзновенная вера в Бога и твердое на Него упование; броней и нагрудником – поучение в страданиях господа; поясом – отсечение плотских страстей: обувью -  смирение немощности своей постоянное признание и чувство; шпорами – терпение в искушениях и отгнание нерадения; мечем, который непрестанно держат они в одной руке, - молитва, как словесная, так и мысленная, сердечная; копьем трехострийным, которое держат они  в другой руке, - твердая решимость отнюдь не соглашаться на борющую страсть, отрывать ее от себя с гневом и ненавидеть от всего сердца; коштом и пищею, которыми подкрепляются они на сопротивление врагам – частое причастие Богообщения, как таинственного от таинственной жертвы, так и мысленного; светлою и безоблачною атмосферой, дающею им возможность издали усматривать врагов, - всегдашнее упражнение ума в познании того, что право есть перед Господом, всегдашнее упражнение воли в возрождении одного того, что благоугодно Богу, мир и спокойствие сердца.

Здесь,- здесь, в этой «Невидимой брани» (то есть в книге), или, лучше сказать, в этой БРАНИ ГОСПОДНЕЙ, воины Христовы научаются познанию различных прелестей, многообразных козней, недомыслемых лукавств и хитростей воинских, какие употребляют против них мысленные супостаты, посредством чувств, посредством фантазии, посредством лишения страха Божия, особенно же посредством четырех прилогов, какие вносят они в сердце во время смерти, - разумею прилоги неверия, отчаяния, тщеславия и преображения их самих в ангелов света. Научаясь же распознавать все сие, они  и сами при этом умудряются, как разрушать такие козни врагов и противостоять им и познают, какой тактики и какого закона брани должно им в каком случае держаться и с каким мужеством вступать в борьбу. И коротко скажу, этою книгою всякий человек, желающий спасения, научается, как побеждать невидимых врагов своих, чтоб стяжать сокровища истинных и божественных добродетелей, и за то получить нетленный венец и залог вечный, который есть единение с Богом и в нынешнем веке и в будущем.»

 Можно добавить к этому легенды, былины, сказания, песни и боевые танцы казаков, техника владения холодным оружием, приемы борьбы и кулачный бой («кулачки»), и еще многое то, что формирует характер («характерники»), воспитывает волю, укрепляет дух. Естественно, что все это возникало не на пустом месте. То, что мы узнаем из всего этого, когда-то было. Это опыт прошлых поколений. Боевой опыт. И не учитывать его, значит отказаться от своего прошлого, культуры, моральных принципов, славы, гордости и силы духа наших предков, прадедов, дедов, отцов и матерей. Этим способом (легендами, былинами и т.д.) наши предки пытаются донести до нас, как им приходилось жить, в каких условиях, как и где сражаться за свою независимость, честь и достоинство. Конечно, там мало что говорится о технике и тактике сражений, приемах борьбы, поэтому, нам кажется, что они мало что знали и мало умели и были просто физически сильны и сейчас многие утверждают не воспитаны. Отнюдь нет! Знали много и умели много. Столько сражений (вынужденных) и побед (заслуженных) не знает ни одно государство, ни один народ. Знали наши предки и приемы борьбы, да,  их было не много, а много и не надо. Зато как они их выполняли! Достаточно вспомнить знаменитые русские штыковые атаки. Кто мог устоять? Да били и славян (среди них были и белорусы, и украинцы и другие народности), и в плен брали, и в рабство продавали. Были и предатели. Но Дух, душа народов славянских не сломлена и в этом заслуга наших предков: скифов, казаков, мудрых старейшин и полководцев; и самое главное Веры, мудрого, хотя и сурового учения Православной церкви.

Почему для нас принцип боевой системы Спаса и техники такого рукопашного боя как: Звычайспас-гопак, гойдок (Украина), казачьи «кулачки» (донские казаки), семейные традиции князя Голицина и многие другие не известны? Да потому, что все что передавалось в те времена, передавалось устно, книг и методичек было очень и очень мало. Они были не нужны. Заниматься воинским искусством было престижно (в России). У казаков были свои носители традиций, у офицеров – свои и у народа – свои. Семьи были большие. У казаков, например, в одной семье было от 20 до 50 человек и больше. И пожалуй, не в одной семье не было хотя бы одного человека, который не  служил в войске или армии, не участвовал в боях и не владел приемами рукопашного боя. Вполне логично, эти седовласые и израненные в боях воины, уйдя в отставку, только тем и занимались, что обучали своих сынов и внучат искусству жизни. А сюда входило и обучение приемам рукопашного боя, и фехтования, и джигитовки, умению управляться в домашнем хозяйстве, песням, танцам, народной медицине, культуре, морали, вере и многому другому. Поэтому не удивительно, что к совершеннолетию юноши были искусными бойцами; юноши дворяне командовали крупными подразделениями; были случаи, когда это происходило гораздо раньше, примеров тому достаточно, стоит только заглянуть в историю.

Так вот, а неизвестны или малоизвестны эти «стили» потому, что была революция, гражданская война, потом репрессии. Брат шел на брата, отец на сына, дворянин на мужика – полная бессмыслица и неразбериха. Причем участвовали и страны Антанты, немцы, поляки, турки, японцы, народы средней Азии и многие другие. Лучшие воины, слава и гордость славянских народов, уничтожали сами себя, свое искусство, опыт поколений, культуру, а вместе с этим и приемы рукопашного боя. Слава Богу, что не до конца! Кое что осталось, осталась и Вера, и носители традиций. Как бы там ни было, русские или славянские стили показали свою живучесть и универсальность. Вспомним с благодарностью покойного уже князя Голицина и ныне здравствующего А. Кадочникова, и отдадим им дань уважения. И таких энтузиастов становится все больше и больше  и, не беда, что они пока в «тени» восточных единоборств. Что ж, дело времени и дань моде. А не сражались ли запорожские казаки турецким, венгерским, немецким и другим оружием? А не сражались ли кубанские и терские казаки кавказским оружием?  Даже одежду переняли. Что удобнее, тем и воевали, то и носили. Вера то осталась! А в Отечественную войну белорусские партизаны били врага его же оружием и ничего, вера осталась. Хорошая черта характера у славянских народов!,  перенимать все самое современное и лучшее то,  что нужно и полезно; отбрасывать все лишнее и бесполезное.

«Какое великое благо вера! Она спасает нас и тогда, когда мы приходим в безвыходное положение, когда нам угрожает смерть, когда наши обстоятельства отчаянны!»

(Свт. Иоанн Златоуст)

«Вера получает и то, на что не смеет надеяться, как показал это пример благоразумного разбойника на кресте».

(Прп. Иоанн  Лествичник)

Чем не Спас! Или:

«Если желаешь созерцания тайн, то делом исполни заповеди в себе, а не исканием одного познания о них»

(ПрП. Исаак Сирин)

В данном случае познание Спаса и других русских – славянских стилей. Как приблизиться к Спасу? Читаем дальше:

«Вера есть ключ к исполнению молитвы. Где ее нет, там и молитва безуспешна. Итак, если твои молитвы остаются иногда тщетными, смотри прежде всего, имеешь ли ты веру?

(прот. П.Соколов)

Что же такое молитва в данном случае?

«Чтобы нищему принять милостыню, надобно ему протянуть руку; чтобы младенцу принять пищу, надобно ему отверсть уста: подобно сему надобно человеку простираться к Богу, чтобы достигнуть благодати Его, надобно иметь отверстую душу, чтобы принять дары Его. Молитва есть простертая рука для принятия благодати Божией, отверстые уста для вкушения пищи небесной».

(Свт. Филарет М.Московкий)

Что тут непонятного? По-моему все предельно ясно.

Давайте вспомним не заслуженно забытый фильм «Садко». Есть там такой момент, случай с «птичкой». Против руссов-славян были брошены несметные полчища отборных воинов-индусов и разных наемников. Кроме этого, на сознание и волю стали воздействовать магией и колдовством сладкоголосой «птички». Поначалу все русичи стали поддаваться ее чарам. Стали впадать в глубокий сон (транс или нирвану). Сразу оговорюсь: их то была маленькая горстка, а против них все мыслимое и немыслимое. И что же? Садко тоже стал засыпать, но Вера его была сильнее, чем у других. Вспомнил родную сторонушку, вспомнил все и очнулся! Заиграл на гуслях (вот вам и песни-былины), разбудил сотоварищей – побратимов и … заставил странную «птичку» послужить русичам! И благополучно, вместе с сотоварищами, вернулся на родимую сторонушку.

Опять проявление Спаса. Почему нет молитвы? Почему не упоминают имени Господа? Вспомним, и в какое время снимался фильм. Еще пример: Илья Муромец и Соловей-разбойник. Илья победил такую силищу, и опять заставил послужить Руси. А сколько реальных примеров? Возьмем хотя бы Сибирского хана Кучума. Умелый и храбрый воин. Но казачий атаман Ермак победил его, взял в плен. Кучум потом служил русскому царю, воевал на стороне русской, честно воевал. И был воеводой.

Это все уже история. А что происходит сейчас?

Восточные  боевые  искусства привлекают самое пристальное внимание. Всему виной -  это дань моде и расчетливая реклама. Большинство любителей единоборств и, особенно молодежь ошибочно и легкомысленно надеется стать «сильнее всех», не затрачивая максимум  усилий и не принося в жертву негативные качества своего характера. Но, ограниченные и механически мыслящие люди никогда не добьются должных высот. Им всегда будет казаться «тайной» умение победить грубую силу мягкостью, а может и вовсе отказавшись от борьбы. Есть такой эффективный прием: ловить стрелы. Все нинзя  и не только, наперебой показывают умение ловить и разрубать стрелы мечом. А славяне почему-то молчат… Может скромны безмерно?  Читаем «Цветник Духовный».

«Не видишь ли, что стрелы пробивают обыкновенно насквозь тела твердые и упорные, а в телах мягких и уступчивых теряют свою стремительность? Такое же свойство имеет и укоризна (одна  из самых чувствительных обид  делаемых нам ближним). Кто противоборствует ей, тот принимает ее на себя; а кто поддается и уступает, тот мягкостью нрава ослабляет устремленную против него злобу.»

(Свт. Василий Великий)

Внимательно листаем страницы и читаем дальше:

«Молиться надо и за врагов: они большею частью сами не видят, что творят. Да они даже благодетели наши: нападками своими укрепляют нас в добродетели, смиряют дух наш на земли, а на небеси соплетают нам венцы райские»

(Схимонах Феофил)

Ну как? Любители решать «кроссворды и ребусы» ищите и здесь Спаса. На мой взгляд, возвышенному человеку нечего делить с другими. Потому, что любая конфликтная ситуация не имеет никакого смысла. А если нападают? У казаков есть поговорка:

«Казаку Бог помогает и казацкое счастье».

«Если казак не зевает, в бою не плошает, то ему и Бог помогает».

Мудрая истина – это не только итог размышлений, а сама жизнь, упорные тренировки и адский труд. Казачий Спас – это постоянные испытания, лишения, аскетизм, ограничения, служение, самопожертвование и даже жертвы.

Это очень все серьезно. Очень часто занимающиеся много рассуждают. Поначалу, обсуждают непонятное и в итоге извращают любые понятия. Очень сильно развит эгоизм, «звездная болезнь», в случае первых и незначительных побед. Появляется ложное образное мышление, мнит себя крутым боевиком на восточный и западный манер. Вот поэтому и нет у нас развития славянских единоборств на должном уровне. Я не говорю о тех, кому обучение дается очень трудно, желание то есть, они попросту не выдерживают нагрузки, в итоге оставляют занятия. Не хватает воли, терпения, комплекс собственной неполноценности? Или свыше не дается? По-моему причина ясна. Успех приходит только к смиренным и терпеливым, приходит не сразу, нужно время.

Поэтому, чего греха таить, армия у нас сейчас слаба, с точки зрения физического воспитания. Разве что спецназы, но их мало. Есть, правда, и солдаты достойные уважения, но их единицы. Школа, к сожалению не дает должного физического развития и духовного воспитания, хотя стремление ее понятно, (а что она может одна) да и зарплата не соответствует, как везде. Все на энтузиазме, а энтузиастов тоже очень мало. Поэтому мальчишки ходят толпами, изображая каких то «фанатов», потому, как один мальчишка не в состоянии защитить себя, не говоря уже о том, чтобы помочь кому-то. А девчонкам не на кого надеяться (падение нравов) ситуация искусственного сознания в условиях рыночных взаимоотношений. Милиция тоже не всегда может оказаться в нужный момент в нужном месте (те же проблемы, что и у всех). Дух рыцарства исчезает.

Братья казаки! Обращаюсь к вам. Неужели он исчезнет навсегда?! Давайте подумаем над этим. У всех есть дети и каждый переживает, кем и какими они будут. Вспомним наших дедов и отцов!

Тряхнем  стариной, седовласой головой,  что расскажем, а кое-где и покажем. Служить то не впервой. Казаки тем и сильны, что на вековых корнях мощные стволы, на гибких ветвях – зрелые плоды.

Посмотрите, во что все превратились. Пропитые, прокуренные, раздражительные, необщительные, ограничились весьма сомнительной работой, дома - газетой и телевизором, суррогатное питание. Похоже, никто и ничем не интересуется. Какой там еще Спас и гойдак? Так и стареют в основном после 25 лет. Мужчины в 45 лет уже ходячие покойники. Женщины мучаются чуть дольше. Похоже, все вырождаются физически, культурно и духовно. Вспомним историю. Вспомним нашу культуру, дух наших народов. Это были славные люди – труженики и, когда надо - воины. Им не нужна была специфическая подготовка. Сила и дух развивались в работе на земле, в молодецких играх и забавах. Когда этого требовала ситуация, любой мужчина брал в руки меч и защищал землю, на которой жил; семью, племя, род, государство. Под стать мужчин были и женщины. Когда казак погибал на войне, они становились хранительницами культурного наследия и поддерживали традиции. Просто преступно об этом не думать, не вспоминать. Кто не умеет сохранять и передавать свои традиции воинского искусства, тот обращается к Востоку и Западу. Ну что ж, зри в корень: древняя мудрость не может быть ни восточной, ни западной. Лишь бы человек стал наконец-то гармонично развитой личностью, как в физическом, так и в духовном отношении. И прекрасная возможность у нас для этого есть. Спас – снаружи гибкий; жесткий и волевой – внутри: Русско-славянский «стиль». Никаких стереотипов. Прежде всего убедительная победа над собой, собственным эгоизмом. Русско-славянский «стиль» – это собирательный образ.

Важна не сама цель – овладеть Спасом (попробуйте овладеть и управлять им, - напрасно!), важен процесс и постоянство и тогда Он, Спас овладеет тобой. Тебе останется лишь покориться ему.

«Бог творит из ничего: доколе мы хотим и думаем быть чем-нибудь, дотоле Он в нас не начинает своего дела.»

(Свт. Филарет М.Московский)

«Смирение души есть оружие несокрушимое»

(Авва Евагрий)

«Имеющий смирение смиряет демонов, а не имеющий смирения осмеивается ими.»

(Авва Моисей)

«Хочешь ли пользоваться первенством? – Уступи его прежде другому.»

(Свт. Иоанн Златоуст)

«Хочешь ли быть великим? – Будь меньше всех.»

(Мар.9.356).(Прп. Ефрем Сирин)

«Как архитектор глубоко роет землю, где нужно положить первый камень: так христианин, который хочет созидать дело своего спасения на прочном основании, должен непременно основывать его на смирении.»

(Прп. И.Толмачев)

Наш современный образ жизни не дает возможности глубинному изучению многих процессов. И один из них Спас. Поговорить об этом.., вот это можно и даже много. Когда же касается практического изучения, то можно услышать такую фразу: «Я не патриот и в этой области не фанат», и тому подобное. Такие формулы нейтрализуют духовный, и если хотите энергетический потенциал человека, лишает жизненных сил и человек становится простым обывателем, дряхлеющим и стареющим раньше срока. Обыватель вечно чем-то не доволен: и что солнце светит, и что дождь идет, и что ветер дует и т.д. На него все действует  только отрицательно. А в итоге, он не доволен ничем и никем иным, как самим собой. Его настроение передается окружающим, они нервничают, хотя еще сами не понимают, почему? Достаточно маленькой зацепки, чтобы возник конфликт. И в первую очередь страдают «не патриоты и не фанаты». И поделом. Начинаются оскорбления, потом истерики… Милиция…психолог и в итоге стресс. Стресс, а не Спас. Стресс – это когда человек не хочет хоть чуточку изменить себя, по другому взглянуть на окружающий мир, на людей, общество, государственность и отношения в семье.

Спас – это Путь Православного воина. Это не шоссейная магистраль и не лесная тропинка. Это внутреннее состояние человека. Это то состояние, когда получив какие то знания, человек следует им, не нарушая законов Природы, уважая обычаи и культуру древних. Человек не должен жить подобно дикому животному хищнику, только хватать или хапать, рвать и метать. Тем более образ жизни человека не должен походить на образ жизни свиней, он должен разбираться в мудрости. Многие ради удовольствия изучают боевые искусства, поэтому попадая в экстремальные ситуации «забывают» применять большую сообразительность, находчивость и ловкость. Спас много больше, чем  увлечение.

Очень жаль, что многие не понимают, да и никогда так и не поймут: «светлое будущее» наступит не завтра, не через год или десять лет, и даже не через 10 миллионов лет. Оно может наступить после того, как человек оставит это тело, это материальное существование и на сколько «светлым» оно (будущее) будет, зависит только от человека, от того образ жизни, который он ведет сейчас. Чем больше греховных поступков, тем меньше надежды на Спаса.

Многие считают, что миллионы монахов, которые добровольно оставили материальный мир, отказались от удовольствий этого мира и уединились в монастырях не практичными и т.д. Себя же считают знатоками условий современной материальной жизни. Но их знания сводятся лишь к одному, как можно больше накопить, причем на обмане, искусство превратилось в шоу бизнес, культурные ценности в материальные гарантии. Но они абсолютные профаны в вопросах здоровья, духовной жизни и смерти, т.е. в искусстве умирать.

Давайте все-таки  отбросим все комплексы и зададим себе вопросы: почему существуют монастыри, закрытые и открытые для широкой публики? Почему они никогда не испытывают недостатка в прихожанах? Откуда монахи черпают жизненные силы и духовную энергию? Мужество, волю?

Вспомним историю, Куликовскую битву. Ведь в поединок с лучшим воином монголов выступил монах, прославился другой. Есть сведения, что в этой битве участвовал целый отряд монахов-воинов, они довольно умело и храбро сражались. Немало примеров было и в других сражениях, когда монахи снимали свои священные одежды и брали в руки оружие. Никто точно не может сказать, в скольких сражениях монахам пришлось участвовать. Да, они гибли, их предательски убивали, мучили, но оставляли этот материальный мир монахи непобежденными и не сломленными.

Человек никогда не должен забывать, что наступит, обязательно для всех, такой момент, когда он, будет стоять перед Господом или Законом Высшей справедливости. И как он будет выглядеть этот Закон (с точки зрения индуизма, христианства, мусульманства или буддизма) это уже не важно. На одной чаше весов будет душа человека, на другой его деяния, материальные ценности достанутся другим. Сейчас же это вопрос Веры, сомнений или неверия.

Законы природы, жизни и наука борьбы – понятия неразделимые. В этом материальном мире бороться приходится, причин тому более, чем достаточно. Кто-то борется даже с «ветряными мельницами» и мифическими драконами. Бороться нужно и за тело, но гораздо важнее – за чистоту души.

Многие предпочли заниматься восточными единоборствами. Но мало кому повезло. Многих просто обманули, у многих не хватило воли следовать путем, не начертанным судьбой. В итоге – разочарование и их самоустранение от жизни, от ее проблем бытовых, социальных, политических и т.д. Самоустранение от жизни в легкой форме: – это пьянство, наркотики, учреждения психической реабилитации. Но есть самоустранения и с более тяжелыми последствиями.

Арифметика простая: билет в кино обходится дороже, чем бутылка спиртного. Цены за услуги в спорте астрономические. Это при зарплате не соответствующей даже норме. Да кто же куда пойдет при такой жизни?

Как поднять жизненный тонус? Что поможет воспринимать мир в его единстве, многообразии и красоте? Ответ прост – Достойная цель. Не может быть света без тьмы, добра – без зла. Есть планета Земля, есть Солнце, Луна, деревья, горы, моря, люди, комары, свиньи. Каждый живет по законам судьбы и выполняет волю Бога. И мы не вправе вмешиваться в чью-то судьбу, нарушая этим заповеди Бога. Мы, люди, конечно же имеем кое-какие привилегии по сравнению с комарами и свиньями. Например: мы имеем возможность выбирать и познавать, но еще раз повторяю - не вмешиваться. Ну да ладно. Бог нам всем судья, мы же позаботимся о своей душе. От ее состояния зависит настроение – жизненный тонус.

Система Спас развитая, но не заслуженно забытая методика рукопашного боя, дающая возможность выживать, казалось бы в самых безвыходных ситуациях. Вырабатывалась она в борьбе с реальным и жестоким противником, тысячелетиями. Спас состоит не из механических движений, точнее не только. Тот, кто овладел техникой боя, еще не может утверждать, что он «овладел» Спасом. Если он заявит об этом, то потратит всю свою дальнейшую жизнь впустую, лишенную всякого смысла и прельщенный самообманом. Сейчас смертельная опасность никому не угрожает, в такой степени, как несколько десятков и сотен лет назад. Но это не значит, что можно успокоиться и всему довериться.

Мы, все, бегаем, ходим, дышим, сидим, лежим, едим; работа, семья, быт, социум и т.д. Все это происходит в суете и беспорядке, неосознанно, в напряжениях и беспокойстве. Но стоит только научиться осознавать свою жизнь, свои действия, усилить контроль за ними, как все изменится. Появится и время свободное и возможность заняться собой, своей душой. Это и есть тренировка ума, воли, психики и т.д. в естественных условиях. Только теперь можно браться за серьезное учение. Когда нет напряжения в сознании, тогда и тело расслаблено, движения мягкие, естественные. Потом появится уверенность. Но движения все равно будут мягкие и свободные. И, если у тебя появится мощный Покровитель, к чему беспокойства?

Изначально Спас присутствует в каждом человеке. Откройте Его в себе, не тратьте время на пустые дела и разговоры, и вы тоже сможете реализовать свои возможности.

«никогда ты не должен начинать никакого дела прежде, нежели рассудишь о нем, соединившись с Богом молитвою».

(Свт. Дмитрий Ростов)

«Когда горшок снизу подогревается огнем, то ни муха, ни иное что пресмыкающееся не может прикоснуться  к нему; когда же остывает, тогда они садятся на него. То же бывает и с человеком: доколе он пребывает в духовном делании, враг не может поразить его.»

(Авва Пимен)

«Тогда-то особенно и открывается недальновидность разума человеческого, когда он возмечтает, что все зависит единственно от его прозорливости и дальновидности».

(Свт. Филарет М.Московский)

«Тот воин истинно не победим, которому венец мученичества за Веру, Царя и Отечество так же любезен, как и венец победы».

(Свт. Филарет М.Московский)

«Не воин христов тот, кто жалуется на жребий свой».

(Авва Пимен)

«Бог, Который налагает крест, Тот и помогает нам носить крест».

(Свт. Тихон Задонский)

«Не радея о душе, мы приготовляем также разрушение и для тела. Кто пренебрегает частью самою ценною для того, чтобы возвысить менее ценною, тот наносит вред как той, так и другой части. Напротив, кто заботится надлежащим образом о душе, тот, сохраняя душу, сохранит и все тело».

(Свт. Иоанн Златоуст)

В моем понимании основ школ рукопашного боя, должны быть не только технические действия, но и волевая подготовка, и психологический настрой, верность традициям своего народа и житейская мудрость, военная хитрость и дисциплина.

Стандартные приемы должны разучиваться как базовая техника, общая для всех. Далее каждый добросовестный ученик должен проявить творчество и на основе заученной базовой техники выразить себя, создать нечто новое, используя для этого всю изворотливость своего ума. Ведь от этого будет зависеть умение применять в реальной обстановке те приемы, которые как произведения собственного творчества,  уже никогда не забудутся. Поэт не забывает своих стихов, композитор – музыку, художник – картины и т.д. Есть отличные музыканты, мастера художественного слова и рисовальщики, но создателей прекрасного - единицы. Мастер боевых искусств должен создавать такие «произведения», от которых будет зависеть его личная безопасность, безопасность тех, кому он служит (государство, семья и т.д.), качество выполнения боевых задач. А ситуации в жизни, как правило, складываются так, что шаблонами  и рутиной не разрешишь. Тут нужна смекалка, изворотливость, тактическая хитрость и полная непредсказуемость, и, упование на Бога.

«Кулаками начинает работать только тот, кто не умеет работать головой».

«Не тот боец, что противника на земь положит, а тот, что сумеет увернуться».

«Привыкшему побеждать, не страшны мелкие поражения. Победивший в мелкой драке рискует проиграть сражение».

«Летящая стрела есть выражение силы лука, упорство есть выражение силы воли, стойкость есть выражение силы Духа, соответствие мышц, костей и сухожилий есть выражение физической силы, изреченная мысль есть выражение силы ума.»

«Кто близ небес, тот не сражен земным».

На творческом этапе тренировки ученика, учитель должен быть только координатором и корректором. Ученику не обязательно повторять набор движений учителя. Учитель должен помочь ученику превзойти себя (учителя). Необходимо не указывать путь, а предложить направления. Пусть ученик сам выберет наиболее естественный и подходящий для него путь. Интуитивное мышление подскажет простое решение и умное направление.

«Понимание мира есть мера его практического освоения».

«Бревно не плывет против течения. Воин не бежит от сражения. Что воля, что неволя – одна доля».

Чтобы процесс занятий был более эффективным, нужна частая смена условий. По мере подготовленности учеников, надо почаще менять уютные спортзалы и удобные тренажеры, на занятия в естественных условиях. Это может быть лес, овраги, высокая трава, песок, грязь, озеро, река, холм и т.д. Тренажерами могут служить камни, деревья, бревна, кирпичи, так же вода, палки и т.п. Главное чтобы это было неудобно и может быть даже противно.

Учитывать надо и времена года и часы суток, погодные условия и экипировку. Чтобы не сильно шокировать начинающих, можно предложить им прогулку на природу., рыбалку, за грибами и обязательно с ночевкой, часто меняя направления. Отлично если есть велосипеды, лыжи, мяч и набивные боксерские лапы. Действуя в составе группы и придумывая различные игры и нестандартные ситуации, можно вырабатывать навыки, дающие возможность противостоять одному или нескольким противникам и команда против команды. Причем количество участников не должно быть равным.

В экстремальных условиях ученики лучше узнают друг друга, понимают, доверяют, заботятся, ценят дружбу и справедливость.

«Справедливости у слабого не ищут».

Во время таких походов-занятий, учитель не должен быть нянькой-воспитателем, а быть сторонним наблюдателем. Основная задача его – это предупредить травматизм и подсказать возможные варианты. В группе должен выявиться лидер и инициатива должна принадлежать ему. Лидерство должно все время меняться. «Звездная болезнь» в школе рукопашного боя – ситуация не желательная.

«Поверженный воин – прекрасен, поверженный гений – отвратителен, недобитый противник – самый опасный враг».

«Если позволяешь считать себя червяком, не обижайся, когда тебя топчут».

«Самое мерзкое в людях раскрывается в ругани».

«Оскорбляя человека, мы унижаем  не его, а себя».

«Завидуя человек становится злым».

«Надо быть очень сильным человеком, чтобы бороться со своими слабостями».

«Плохих людей больше, чем хороших, потому, что хорошим быть труднее».

«Высшая мораль – это мораль самоограничения».

«Любой контроль – продажен, кроме контроля совести».

«Совесть не рубашка – утром не наденешь».

«Не учился в молодости, будет учить старость».

«Сколько лапоть не украшай, он туфлей не станет».

«Смелее пей нектар Мудрой Истины, не бойся, не заржавеешь!»

Таким образом, Ученики смогут реализовать свои возможности, в формировании собственной техники, подсознательно используя природный потенциал. Появятся у него и «фирменные» заготовки, которые он доведет до автоматизма. Это значит – свободно, не ограничивая себя никакими догмами и рамками жестких традиций.

Но, «для того, чтобы взрастить новое, нужно как следует перепахать старое.»

Набор технических возможностей базовой подготовки должен быть разнообразным. Акробатика, гимнастика, прыжки, падения, кувырки, вскакивания, смещение, ускользание, поднимание, опускание, отведение, толкание, сметание, следование, повороты, вкручивание, махи, сжимание, сгибание, медлительность, внезапность, импульсивность и прочее, прочее, прочее. Челночные перемещения, движения по кругу, квадрату, по оси, «шпалам» и «рельсам», используя состояние «хромая»  нога, «пьяная походка», перемещение в тумане, по льду, в горку и с горки и т.д. Разницы между блоком и ударом никакой, на всех уровнях,  руками и ногами (лучше будет: руки  на своем месте, ноги на своем). И трезвая бросковая техника очень проста: за «что» ухватил, «то» и бросил. Только очень больно ухватил и очень далеко и сильно бросил. А противни,  сам укажет направление.

Вопросы техник, всегда вызывают споры, поэтому описывать их необязательно. Кому, что нравиться, кому что подходит. Мягко и глубоко или жестко и поверхностно.

«Чтобы сочувствовать боли, ее надо испытать, чтобы не чувствовать боли, к ней надо привыкнуть».

«Искусство, как жить, слабым не по плечу».

 Кто участвовал в соревнованиях, тот знает, как трудно применять свои умения и навыки. Стеснение, страх, условия.., нужен опыт и время. Еще труднее применять свои заученные техники в реальной уличной драке, кто воевал в бою. Угроза жизни. Выучил одно, интуиция «подсказывает», - другое. Как правило, бег (убегание). Если не удалось, то начинается «обычная уличная драка»: «грызня» и «возня». Так обычно дерутся в городе. Зрелище омерзительное. Не можешь – извинись, уйди в сторону, корона не свалится и достоинство не уронишь. Может кто-то поможет. Хуже, когда толпой на одного…

В сельской местности еще хуже. Там все под рукой и забор, и лопата, весло и топор. Могут и стрельнуть.

Советов в печати и прессе на эту тему много, добавить нечего. Если приходится страдать за правое дело, то можно и пострадать. А если дело пустяшное, то лучше уступить. Кому положено, тот и разберется. Занимаясь, мы получаем хоть какой-то шанс.

Так что же такое русско-славянские стили? Что такое Спас?

На мой взгляд – это свободный стиль, основанный на мягкости и уступчивости. Это единоборство, где наиболее сильный и подготовленный боец, сознательно уравнивает свои возможности с наиболее слабым, менее подготовленным бойцом.  Побеждая слабого, сильный, - не причиняет ему вреда. После известных событий 1917г. нам навязали противостояние, где мягкость и уступчивость победила толпа, – грубость, нахальство и зависть.

Теперь о Спасе. Если бы хоть кто-то «владел» Спасом, то сколько еще людей он погубил?

«Предусмотрительно устранено Богом, что пчелиная матка не имеет у себя жала: ибо, если бы она имела его, то всех бы пчел умервщляла им».

(Свт. Дмитрий Ростовский)

«Завистливые хуже зверей, ибо эти  нападают на нас только тогда, когда или нуждаются в пище или прежде бывают раздражены нами: а те быв и облагодетельствованы, поступают часто с благодетелями, как с врагами.»

(Свт. Иоанн Златоуст)

К счастью, Господь сам определяет, кого наделить Спасом, который будет и помогать и защищать, но это право надо заслужить в непрестанной «невидимой Брани».

Есть еще заступники: Божья Матерь, Ангел Хранитель и Святые Угодники.

«Из примера тех, которые бывают добычею ловцов, научились не пренебрегать и самой малостью. Ибо случается, что птица задерживается в сети небольшим ногтем, и концом ничего не стоящего ногтя, смиряется и преодолевается могущество крыл, и хотя птица совершенно вне сети, однако же вся ею уловляется».

(Прп. Ефрем Сирин)

«Камень легче подпереть и удержать в начале, нежели поднять вверх во время падения».

(Свт. Григорий Богослов)

«остров, лежащий среди моря, может ли остановить волны, чтобы они не ударяли в него?- По крайней мере остров противится воинам».

(Прп. Ефрем Сирин)

«Безопаснее не допускать врага в дом, нежели, допустивши, с ним бороться.»

(Свт. Тихон Задонский)

«Приятное зрелище – спокойное море, но еще приятнее – мирное состояние духа».

(Прп. Нил Синайский)

«Если стрела пролетела мимо тебя; от чего ж тебе быть больным, когда ты не ранен».

(Свт. Филарет М.Московский)

«Кротость и терпение имеют более силы, чем гнев и строптивость; мягкая шерсть скорее, чем самые крепкие твердыни, ослабляют силу пушечного ядра».

«Вы должны быть подобны морю, которого поверхность во время бури грозна, страшна, но глубина тиха, неподвижна».

(Иаков Архиеп. Нижегородский)

«Блестание молний предуказует громовой удар, а гордости возвещает появление тщеславия». (Прп.Ник. Синатский)

«Льстивый на языке мед, в сердце желчь носит,- словом мир обещает, а делом меч готовит». (свт. Тихон Задонский)

«Сквозь бурю злословия и клеветы (которую почти всегда злой мир поднимает на своих нелюбимцев, нужно пробегать так же спокойно, как спокойно солнце и луна совершают свое течение на небе, когда собаки лают на них с земли). (Прот. И. Толмачев)

«Когда птицы высоко парят в воздухе, их не поймаешь сетью». (Свт. Иоанн Златоуст)

«не тогда познается искусство корабельщика, когда тиха погода, но когда бывает буря и волнение на море». (Схимонах Макарский)

«похвально мужество добродетели и во время мира; но еще похвальнее доблесть ее при наставшей брани».(Прс. Нил Синатский)

«Ее (молитвы) благоухание приблизит к тебе Ангела, для охранения твоего. (Свт. Филарет М.Московский)

«Земная жизнь наша есть не иное что, как непрестанное и беспрерывное приближение к смерти».

(Свт. Тихон Задонский).

«Как в море за волною идет волна, за бурей буря и ветер; так и в жизни – беда за бедою, огорчение за огорчением, испытание за испытанием». (Свт. Тихон Задонский)

«Стоячая вода обращается в болото, а бури и ветры освежают ее и возбуждают ее производительность».

«Как пенька не бывает годною для пряжи из нее самых тонких ниток, если не треплют ее много раз, тем делается она чище и способной к пряже». (Прп. Ефрем Спран).

«Кто бегает от терпения, тот бегает от спасения». (Затворник Георгий).

«В терпении упражняйся и прежде нужды, чтобы в нужде все оружие его найти готовым». (Прот. Нил Синатский).

«Нам должно приготовляться к перенесению напасти прежде перенесения напасти, чтобы оказаться искусными в то время, когда оно придет». (Авва Иперихий)

«Что же смотреть на видимое? Какая польза строить на песке, писать на воде, гнаться за ветром или бегущей тенью» (Свт. Филарет М. Московский)

«И два глаза имея, мы не можем смотреть вдруг и на небо и на землю, и назад и вперед: тем более имея одно сердце, мы не можем прилепляться и к Богу и созданию». (Свт. Тихон Задонский).

«Кто льстит себя надеждою достигать совершенства в духе без сурового обхождения с телом, тот походит на того, кто бы хотел носить воду решетом или ловить ветер руками, или писать слова на воде». (Свт. Феофан Затворник)

«Не так тебе будет страшна смерть, когда ее будешь всякий день и всякий час ожидать, как не страшен бывает и неприятель, нападения которого всякий раз ожидаешь» (Свт. Тихон Задонский)

«Стыд для человечества, что есть люди, мечтающие быть разумнее других, и мудрствующие неразумнее червя, который приготовляется к смерти устроением себе паутинного или шелковичного гроба, не с тем, чтобы в нем исчезнуть, но, чтобы положив в нем земную жизнь червя, воскреснуть в воздушную жизнь бабочки». (Свт. Филарет М. Московский)

«Невидимая вечна (2 Кор. 4, 18)

Перед вечностью, как одна минута, как и все продолжение времени, равно неприметны. Что же значит минута лишения, за которою следует вечность обладания благом – минута страдания, которая приготовляет к вечности наслаждения – минута подвига для добродетели, которую ожидает вечность воздаяния и славы?» (Свт. Филарет М. Московский)

«Каким образом, спросишь, прославленное тело Спасителя, пребывая с душою, как учит Св. Писание одесную Бога Отца, и не будучи вездесуще, может находиться на каждом Св. Жертвеннике, и с другой стороны, как Его Тело и Кровь, непрестанно раздаваемые, не подлежат умалению? – А как, возлюбленный, свети солнце? Вездесуще ли оно? Не оставляет ли оно когда-либо свое место на небе? Никогда. А между тем свет и теплота от солнца везде, везде жизнь и радость? Ибо вчера ли, или с третьего дня начало светить солнце? Нет, со времени этого, более семи тысяч лет. Однако же солнце нисколько не умоляется в своем круге, и не истощается в своей силе. И так, вот можно сказать, с неба ответ на вопрос твой! Что возможно солнцу, то трудно ли для Того, Кому легче возжечь новое солнце на небе, нежели нам с тобою засветить свечу? – Этот же пример солнца может объяснить сравнительно и то, как Тело Христово пребывает целым, хотя хлеб в Таинстве Евхаристии раздробляется и разделяется непрестанно: ибо возьми зеркало и поставь против солнца – в нем отразится весь круг солнца: разбей зеркало и возьми какой угодно из осколков его, и поставь против солнца, - опять увидишь в нем весь круг солнца». (Инокентий Архиеп. Херсонский)

Давно уже славяно-русские воины стали называться православными, а православие – воинственным. И не случайно. Политика, интриги и войны вершили свои черные дела, а народ крепчал. Но не всегда хватало физических сил, терпения и технического мастерства. Да и что такое усталость тела, по сравнению с усталостью души и духа! И люди верили в Бога. Но что такое сражение на Бранном поле и Невидимая брань без железной дисциплины. Крепчал человек от такой жизни, крепчала и Вера. Самые классные воины за всю историю мировых сражений были православные славяне. Для них не было ничего невозможного, потому что воевали они не за страх, а за Веру.

«Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Святая Русь. Не в силе Бог, а в правде.»  (князь Александр Невский)

«Бог нам прибежище и сила» (князь Дмитрий Донской)

«Молитесь Богу! От Него победа. Чудо-богатыри, Бог нас водит, Он генерал.

Мы приступаем к делу важному и решительному как христиане, как русские люди, помолившиеся Господу Богу о помощи и примиримся друг с другом. Это будет хорошо, это по-русски, это необходимо.» (князь Александр Суворов)

И таких героев в нашей истории предостаточно: князь Михаил Кутузов, казачий Атаман Платов, Гетман Украины Богдан Хмельницкий, казачий генерал Бакланов и другие. Особо хочется отметить и героев гражданской войны: барон Врангель, генерал Туркул, генерал Саблин; и совершенно уникальный пример – это генерал Бабичев или по другим источникам Бабиев, который потерял во время гражданской войны правую руку, но сумел научиться фехтовать шашкой левой рукой. На протяжении нескольких лет войны ему не было равных в сабельных кавалерийских атаках.

Были среди красной армии мастера сабельных атак и рукопашного боя. Достаточно упомянуть незаслуженно забытого донского казака и войскового старшину Миронова. В красной армии он был командующим 2-й конной армии. И таких было много.

Мы, современники, свидетели тех событий, начало которым положило безверие. Это все должно послужить нам примером того, что любая авантюра, в отношении Веры не допустима!

Эти все полководцы не только водили полки в атаку, но и сами, в первых рядах принимали участие в рукопашных схватках. Чем не пример личного Спаса? А сколько было рядовых казаков и русских воинов, которые приняли участие не в одной войне? Сражались непрестанно и выжили. И заслуга в том, не только умение владеть оружием, обладание недюжинной силой и знание приемов «чисто русских стилей», но Веры православной.

«Воевать не числом, а умением»!!! – вот одна из основных заповедей русского воинства, русских стилей – если хотите.

Я не случайно использовал выражение «личный Спас». Есть Спас и коллективный или общенародный. И пока Русь Православная, Спас ее не оставит. Даже если кому-то, в силу каких-то обстоятельств, придется пожертвовать своей жизнью.

Чей стиль лучше или хуже – это вопрос чисто коммерческий. Но важно чей это «кулак». Важно за что, за какую идею, за какую Веру и Отечество. Важно, сумеют ли эти коммерческие стили подготовить настоящих борцов, которые в случае крайней нужды смогут встать на защиту Отечества и не позабудут ли свои умопомрачительные техники в минуты реальной опасности.

Я уверен, что для этой цели подойдут только славяно-русские стили рукопашного боя, с их рационализмом и практичностью, доказанными временем. Казаки тому пример.

«На мужество приказ не дают – поступки на грани жизни и смерти люди, как правило, совершают добровольно.»

«Передо мной казаки. Они нагнали на моих солдат такой смертельный страх, что я не могу двигаться дальше.» (Из доклада фашистского полковника под станицей Шкуринской).

«Все, что я слышал о казаках времен войны 1914 года, бледнеет перед теми ужасами, которые мы испытываем при встрече с казаками теперь… Мы боимся казаков, как возмездия Всевышнего.»

(Альфред Кура, немецкий солдат, 1942г.)

Устами этих людей гласит Истина – Мудрость, летящая стрелой, разящая прямо в сердце. Мудрость – Весть – Заповедь…

Казак, помни: укрепляя тело, ты воспитываешь волю; воспитывая волю, ты укрепляешь дух. Укрепляя тело, волю, дух  - обретешь здоровье и мудрость. Обретя мудрость – поймешь, что ты не одинок, даже если один. Когда ты и это поймешь, то избавишься от последнего порока.

 

Атаман Партизанского р-на г. Минска

руководитель РКЦДПМ

тренер-преподаватель КСК «Единство»                                     А.В. Вогничук

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить