Доклад по истории казачества

Случайное фото

Доклад по истории казачества

25 августа 2010 года

Доклад по истории казачества

Место – 11 Слуцкая школа

Августовские сборы учителей истории Слуцкого региона

Инициатива Слуцкого райисполкома

Время: 10.00-11.30

 

                             Уважаемые дамы и господа!

К великому сожалению в нашей республике мало кто знает подлинную историю казачества и поэтому часть  белорусской интеллигенции относится к самому казачеству  необъективно и очень предвзято. Часто даже само происхождение казачества и  сущность его преподносятся некоторыми учёными обществу совершенно неверно и это наносит определённый ущерб нашей, полезной для Республики Беларусь, деятельности, ведь в первую очередь мы занимаемся патриотическим воспитанием казаков и молодёжи в духе любви и преданности Белорусскому государству.

 

Свежий пример гражданин Золотарёв, считающий, что его фамилия имеет донские казачьи корни, обратился за разъяснением  в газету «Советская Белоруссия» к ведущей рубрики «Что в имени моём?» доктору филологических наук, профессору Валентине Лемтюговой (№ 143 от 31.07.10) и та, не мудрствуя лукаво ,ответила: «Казаки – это военное сословие(18 – начало 19 века) из беглых крестьян, среди которых мастера-золотари в письменных источниках не упоминаются. Для них высшей ценностью была земля, за которую они и несли службу. Ни в «реестре всего Войска Запорожского»(1649 год), ни в «Пераписе войска Вяликого княства Литоускага 1528 года» нет личных наименований Золотарь или Золотарёв.

 

Золотари – городская (мещанская) прослойка, наиболее характерная для России, где золота для изготовления изделий было в достатке.»  Сразу же возникает вопрос – какое отношение к Донскому казачеству могут иметь документы Войска Запорожского и Великого княжества Литовского – в огороде бузина, в Киеве тётка. Это во-первых, а во-вторых уважаемая профессор оказывается слабо знакома  с историей Беларуси и в данном случае нет никакай надобности исследовать архивные документы, ведь во всех современных учебниках, в части касающейся середины 17 века, фигурирует наказной гетман Иван Золотаренко, свояк Богдана Хмельницкого, успешно воевавший с польско-литовскими войсками на Могилёвщине и Гомельщине. Его полки действовали совместно с казачьим формированием белорусского казачьего полковника Поклонского. В этой же войне активно участвовал и нежинский полковник Василий Золотаренко. Категорически отрицать наличие мастеров – золотарей в казачестве тоже неправильно - служивший польской короне французский инженер и картограф Гийом  Лавасер де Боплан (1600-1673), исследовавший казачьи земли, писал: «Рассказав о доблести казаков, уместно будет сказать и об их обычаях и занятиях. Имейте ввиду, что среди казаков имеются умельцы всех ремёсел, необходимых человеку: плотники для строительства жилья и лодок, каретники, кузнецы, оружейники, кожевники, сапожники, бондари и др.»

 

Вообще огульно называть всех казаков военным сословием из беглых крестьян не корректно и неумно. Как могли быть беглыми крестьянами чаусские шляхтичи и горожане, из которых К.Ю. Поклонский сформировал Чаусский казачий полк? Откуда они бежали, всегда живя на своей земле? Тоже самое можно сказать о большей части Войска Запорожского и тем более о его старшине: Богдан Хмельницкий – шляхтич и потомок молдавских государей, Дмитрий-Байда Вишневецкий – князь из Рюриковичей, Иван Выговский – шляхтич, Иван Мазепа(Колединский) – шляхтич, бывший королевский паж, казак Нечёса – светлейший князь Потёмкин, гетман Евстафий Гоголь – шляхтич, гетман Тарас Трясило – крещёный крымский татарин, любимые полковники Б.Хмельницкого – Богун и Пушкаренко - евреи-выкресты. Среди старшины не столь высокой было много турок, румын и греков. В Запорожскую Сечь (Православный рыцарский орден) принимали людей разных национальностей, но при этом обязательно требовалось, чтобы поступающий был дворянином, поповичем, казаком, татарином, турком, вообще кем угодно, но только не крестьянином и всякий инородец был обязан окреститься в «греко-русскую» веру, соблюдать посты, знать символ Веры и молитву Господню, быть вольным – неженатым человеком и вести целомудренную жизнь. Крестьяне же пополняли поспольство Сечи, получали землю для поселения  и обработки, а обжившись платили  налоги деньгами и натуральными продуктами в Сечь.

 

От  рыцарства Запорожской Сечи резко отличалось сообщество семейных казаков – которые жили в своих городах, паланках (крепостях), слободах, зимовниках и хуторах. И Сечь и сообщество семейных составляли ,вместе взятые, Войско Запорожское, бывшее фактически вольной казачьей республикой, формально подчинявшейся то Речи Посполитой, то Турции ,то Московии и часто воевавшей со своими т.н. сюзеренами. Она занимала южную часть Украины и управлялась Радой - казачьим собранием, на котором и старшина и простые казаки пользовались равными правами. Несмотря на пёстрый в национальном отношении состав старшины и сечевиков, стоит отметить, что ядром Войска Запорожского были коренные (этнические) казаки – потомки бродников днестровских, бродников днепровских, черкасов и севрюков (северы). Войско это появилось в 14 в. И начало ему положили  жившие в низовьях Днепра казаки островные.

 

В 15 в. Пограничные старосты ВКЛ, для охраны границ, завели своё, казённое реестровое казачье войско, куда вербовали мелкую  шляхту, горожан и крестьян. Тогда стали уходить в казачество и разного рода белорусы. Этот исход принял массовый характер после принятия в 1588 г.Статута ВКЛ, юридически закрепившего крепостное право и утвердившего за феодалами право – казнить крестьян смертью: «Будет важно и теперь каждому пану подданного своего…подлуг поразумения своего карать». После провозглашения Брестской религиозной унии, фактически поставившей православных белорусов вне закона, исход превратился в бегство. В середине 17 в. Борьба населения Беларуси и Украины против социального и национально-религиозного гнёта вылилась в освободительную войну, длившуюся 6 лет. Начало ей положило, спровоцированное польскими магнатами и иезуитами, казачье восстание на Украине. Война закончилась для Речи Посполитой страшной катастрофой, а на мировой арене появилось новое казачье государство, «Гетманская Украина».

 

Казачество России, имеющее общие древние  корни с Украинским, развивалось несколько иным путём  и имеет свою историю. К нему теория беглохолопского происхождения ещё менее применима. Конечно бегство в Дикое поле со времён Бориса Годунова имело место, но русские люди бежали не просто в степь, а в старинные казачьи городки и лишь немногие из них выживали в постоянных войнах с кочевниками и в походах за зипунами. Здесь больше имел место частый уход казаков на Русь во времена кровавых татарских «замятен»(нашествий и междоусобных разборок кочевых феодалов). Так, после нашествия Тамерлана, буквально испепелившего Золотую Орду, откочевавшие казаки составляли пятую часть населения Русского Севера. Даже после улучшения обстановки на Родине, далеко не все казаки возвращались в степи. Постепенно казачьи общества укоренились почти во всех краях России. Здесь уместно привести интересный исторический пример: 8 сентября 1380 года донские казаки поднесли князю Дмитрию икону-хоругвь Донской Богородицы  и икону Богородицы Гребневской, после чего приняли участие в битве в составе Русского войска, хотя были призваны на войну темником Мамаем, ибо со времён Бату хана считались подданными Золотой Орды. Проиграв сражение, Мамай из мести разорил все казачьи городки на Дону и вырезал их жителей. Куда же делись, ставшие бездомными и бессемейными, казаки? В смутное время(1611 г.)шведы заняли Новгород Великий. В 1617 г.,в соответствии со Столбовским договором, они ушли из Новгорода, но оставили за собой Балтийское побережье с городами Ямом, Капорье, Орешком, Корелой и забрали весь государственный архив. В договоре, кроме всего прочего, оговорено переселение казаков готейских из Прибалтики в Бежецкую пятину, а казаков ямских и др.  в южную часть Поонежья (Олонецкая губерния). Изучение документов этого, хранящегося в Стокгольме, архива открывает интересную картину – оказывается уцелевшие от мамаева погрома донские казаки ушли в Новгородскую землю и основали казачества : Ямское,Капорское и Новгородское. И это не единственный пример освоения казаками России, где даже при царях Романовых существовали казачьи общества в городах: Смоленске, Вязьме, Туле, Епифани, Ряжске, Пскове, Рязани, Новгороде, Олонце, Каргополе, Рязани, Ряжске, Воронеже, Орле и др.Из писцовых книг 16 в. мы узнаём, что оседавшие в этих населённых пунктах донские и волжские казаки, имели станичные структуры и жили в соответствии со своими традициями и обычаями. Все должности были выборными. Казаки назывались беломестными и их хозяйства не облагались податями и повинностями. Атаманы при этом получали поместья с населёнными деревнями и назывались «поместными атаманами».В русских городах находили службу и украинские черкасы. В Коломне они жили в 54 дворах, а в Туле существовала целая слобода черкасов. Все они зачислялись в разряд городовых казаков и получали поместное денежное жалованье. Царь Фёдор, сын Ивана Грозного, в конце 16 в. поверстал в помещики 300 казаков, живших в окрестностях Куликова поля. Нужно сказать, что вольные казаки осваивали не только тогдашнюю Россию, но и земли ей не принадлежащие. Во время нашествия Тамерлана(1395 г.) донской атаман Василий Гугня с 30 казаками ушёл на реку Яик и основал Яицкое(Уральское) казачество, а славный атаман Ермак, уроженец станицы Качалинской на Каме и потомок казаков-хлыновцев, участник взятия Казани, завоевал сотоварищи для России Сибирское ханство и основал Сибирское казачество.

 

Самое крупное из вольных казачьих войск – Донское – располагалось на тех же землях и в тех же городках, где жили предки их бродники задонские. При этом слово войско имело не только военное значение, но одновременно означало общность людей, проживавших на определённой территории. Вплоть до царствования Петра Великого, Россия ,как «правопреемник» Золотой Орды претендовала на казачьи земли, но поддерживала связи с Всевеликим Войском Донским через  Посольский приказ, как и с другими иностранными государствами, ибо Войско было настоящей казачьей республикой. Недаром казаки говаривали: «Белый царь в Святой Руси, а мы, казаки, - на Тихом Дону, он – собе, а мы – собе!» Казачество, будучи союзником Московских православных государей, во имя торжества Веры Православной, помогло им сбросить ненавистное татаро-монгольское иго и покорить оставшиеся от Золотой Орды ханства. Но союз с единоверной Москвой не принёс счастья казачеству – алчные цари, рвавшиеся к Чёрному морю, огнём и мечём уничтожали казачьи государства, ликвидировали казачье народовластие и на протяжении 2-х веков, борясь с казачьим свободолюбием, пытались превратить древний народ в пёстрое воинское сословие, записывая в казачество целые общины татар, башкир, калмыков, бурят, осетин, грузин, армян и др.инородцев. Жесточайшая политика императора Петра Первого, проводившего свои реформы буквально на костях русского и др.народов, привела к повальному бегству людей разных сословий  на Дон. Для их сыска царь послал на Дон князя Юрия Долгорукова с войсками. Князь в короткое время разорил и сжёг многие казачьи городки, убивал и заковывал в цепи не только беглых россиян, но и этнических казаков. В ответ на эти зверства поднялось всё Верховое и Донецкое казачество. Восстание возглавил атаман  Булавин. Восставшие расправились с проимператорской старшиной Низового казачества, разгромили отряд Долгорукова. В бою погиб и сам князь. В ответ на это император послал большое войско, воглаве с братом погибшего, Василием Долгоруким, который огнём и мечём прошёл весь Дон. Только на Хопре и Медведице он уничтожил 45 городков и заживо сжёг 27 тысяч человек. Окружённый предателями Булавин застрелился. Смерть его была последней страницей из истории свободного Дона. 600 казачьих семейств, в основном - старообрядцы, с атаманом Некрасовым, ушли сначала под покровительство крымского хана на Тамань, а потом переселились в турецкую Анатолию, где прожили 254 года и вернулись на Родину только при Никите Хрущёве в 1962 г., сохранив старую Православную Веру, что ещё раз доказывает крепость казачьих этнических корней. Часть булавинцев Пётр переселил в Олонецкую и Архангельскую губернии.

 

Общеизвестно, что казачество издревле держится на 4-х основах : Вере Православной, общине, народоправстве и казачьей воле. По Вере казаки, в большинстве своём, были старообрядцами, руководил общиной Большой Круг (народное собрание) и все должности были выборными. Вся земля являлась общинной и пахать её казакам было запрещено под страхом смертной казни, чтобы они не обрастали хозяйством и в любой момент могли откочевать в любую сторону. Хаты строили глинобитные с камышёвыми крышами и большие церкви не возводили, обходясь часовнями. Жили с травы и воды – разводили скот и занимались рыболовством, как и бродники обслуживали речные переправы, работали на волоках и сопровождали купеческие караваны. Занимались ремёслами для собственных нужд и на продажу, устраивали ярмарки, торговали иноземными товарами. Из всех православных народов, только казаки, со времени крещения в 1-м веке н.э., имели право избирать священников из своих рядов и по решению Круга лишать их священства за грехи и провинности перед обществом. Могло ли это нравиться русским царям и Русской Православной церкви?

 

Подавив восстание, царь Пётр приказал казакам строить церкви, креститься по новому обряду и обязательно заниматься земледелием. Войсковые Атаманы назначались царём, права Казачьего Круга сводились к решению хозяйственных вопросов, вводился церковный брак с венчанием, но выборность священников сохранялась. Напуганная Пугачёвским восстанием, Екатерина Вторая лишила казаков и этой вольности. Кроме того она упразднила Запорожскую Сечь и целый ряд казачьих войск : Украинское, Азовское, Дунайское и Буджакское. Остатки запорожцев переселила на отвоёванную у ногайских татар Кубань. Павел Первый пытался ввести на Дону крепостное право. Уравнял казачьи чины с армейскими ,«даровал» донской старшине дворянство по выслуге и право собственности на поместья, чего раньше не было. Недовольные этими реформами казаки организовали заговор. После раскрытия его, по высочайшему повелению, в Черкаске, на чёрном эшафоте, были казнены через отсечение головы войсковой старшина Иван Апонасов и гвардейские казаки – В.П.Попов, И.Д.Колесников, З.П.Козьмин. Там же наказали кнутом гвардии поручика Петра Грузинова, а брат его, полковник Евграф Грузинов, был запорот публично насмерть ровно через месяц, за рапорт царю, с требованием – отменить крепостное право. Болезненно подозрительный Павел, дабы избежать очередного казачьего восстания, в приказном порядке и срочно, отправил поголовно всё Войско Донское на верную гибель – завоёвывать Индию. Донцов спас дворцовый  переворот и убийство Павла. Александр Первый, в предвидении войны с Наполеоном, вернул войско. Воцаривший в 1825 г. Николай Первый, по прозвищу Палкин, казаков не любил и не жаловал. После подавления восстания декабристов, он лично прибыл в Новочеркасск и устроил  строевой смотр. Внешний вид казаков ему не понравился и он обозвал их башибузуками. При посещении Новочеркасской гимназии ему в руки попал официальный учебник географии Арсеньева, выдержавший до того 20 изданий, в нём казаки числились отдельным народом черкасского происхождения. Привыкший всех строить по ранжиру, Николай долго возмущался в адрес  автора  и безапелляционно заявил : «Никакого особого народа. Раз и навсегда объявляю казачество сословием воинским. Отныне войсковых атаманов буду назначать сам из числа армейских генералов. Никаких выборов не допущу. Всех инакомыслящих в Сибирь. Только уставной порядок спасёт Россию.» Узнав мнение государя, царские историки тут же стали обосновывать бегло-_холопское происхождение казаков в своих «глубоконаучных» трудах и обличать пагубность и чужеродность любого народоправства. Последним донским атаманом из казаков был генерал М.Г.Власов. После его смерти в 1848 г. и вплоть до года 1917,высший казачий пост занимали генералы, часто носившие немецкие фамилии – П.Х.Граббе, Ф.Ф.Таубе, М.Н.Граббе.Одно время был наказным атаманом Всевеликого Войска Донского и наш земляк – князь Святополк Мирский. Так цари боролись с казачьим сепаратизмом. Но жизнь шла по своим правилам: к 1917 г. на Дону преобладало казачье коренное население и были свои – Донское дворянство, офицерство, интеллегенция, буржуазия, мещанство, крестьянство. Имея  древнюю историю, уникальную культуру, традиции, обычаи, а главное – высокое национальное самосознание, Донское казачество к моменту Октябрьского переворота созрело для возрождения своей государственности. В мае 1918 г. Войсковой Круг объявил Всевеликое Войско Донское суверенным государством и избрал Войсковым Атаманом генерала Петра Краснова, который после ухода с Дона немецких войск, капитулировавшей кайзеровской Германии, временно ушёл на Юг.

 

Занявшие Дон большевики продолжили линию царизма в отношении казачества, но более радикальными методами. Они решили, что легче всего расправиться с казачеством можно под видом классовой борьбы. Для этого ЦК ВКПб официально объявил казаков потомками беглых крепостных крестьян, незаконно получивших от царей за военные заслуги обширные земли и постановил – казачество упразднить, «излишки» земли  отнять, а несогласных станичников расстрелять. Освобождённые от казачьего населения земли подлежали заселению лояльными к новой власти крестьянами из средней полосы страны. На Дон заранее были подтянуты карательные отряды из китайцев, латышей и балтийских матросов. Следом за карателями шли многие эшелоны крестьян-переселенцев с семьями и это подвигло комиссаров на ускорение процесса. Массовыми расстрелами офицеров, священников, интеллигенции и стариков большевики спровоцировали восстание разоружённого до того казачества, которое всё же сумело нанести поражение карателям. Тогда в область Войска Донского были брошены огромные массы Красной Армии и началась самая кровавая в истории России междоусобная бойня, принявшая в казачьих землях характер настоящего геноцида. 24 января 1919 г. Оргбюро ЦК ВКПб распространило циркулярное письмо с требованием «Провести беспощадный террор по отношению ко всем вообще казакам». Известия ВЦИК от 4 февраля 1919 г. писали : «Казаки настолько некультурны, что заметно большое сходство между психологией казака и психологией зоологического мира. В ухе у казака обыкновенно серьга, а то иногда их даже две».При этом идеологи компартии даже не подозревали, что данным, по их мнению обличительным фактом, подтверждают древность и уникальность казачьего этноса. Ведь серьги и лампасы носили наши предки : бродники, сарматы и скифы. Лампасы по цвету  определяли племенную принадлежность, а серьги указывали на положение мужчины в семье : серьга в правом ухе – один сын у матери, серьга в левом ухе – единственный ребёнок в семье, серьги в обеих ушах – последний в роду. Плеть была не только раздробляющим оружием, но и свидетельством семейного верховенства, её дарил зятю тесть на свадьбе и вешалась она обычно с правой стороны от входа в спальню. Шашка была символом казачьего юридического полноправия. Шашкой голосовали на Круге. Родовая шашка передавалась дедом старшему внуку. Когда умирал последний в роду казак – она ломалась и её ложили в гроб. Воинов с лампасами можно увидеть на золотом скифском гребне из коллекции Госэрмитажа, на серебряных сарматских фаларах и других предметах ,найденных в древних захоронениях. Однако вернёмся к Гражданской войне – брошенная странами Антанты малочисленная Белая Армия и Казачество в 1920 г., несмотря на героизм, в конечном итоге проиграли. Лучшие казаки полегли в боях, частью  ушли за рубеж и расселились по многим странам мира, а оставшиеся подверглись массовым репрессиям. Стоит отметить , что в составе Красной Армии воевали против белых 14 красных казачьих полков из верховых станиц. После окончания Гражданской войны большинство казаков, в т.ч. красных, получило ограничения в правах, отменённые только в 1936 г. Во время Великой Отечественной войны с немецко-фашистскими захватчиками сражались два казачьих кавалерийских корпуса и много соединений других родов войск, укомплектованных казаками. Особо отличились : 4-й гв.Кубанский казачий кавалерийский корпус, 5-й гв. Донской казачий кавалерийский корпус, 10 гв. Кубанско-Слуцкая казачья кавалерийская дивизия, 9-я пластунская Краснодарская Краснознамённая дивизия, 9-я гв.Кубанско-Барановичская казачья кавалерийская дивизия и 1-я гв. Терско-Ставропольская казачья кавалерийская дивизия. К сожалению часть казаков, переживших геноцид своего народа, воевала в составе Германского Вермахта Почти все они в 1945 году были выданы советским властям и понесли наказание. При этом генералов Краснова, Шкуро, Доманова и Панвица  повесили по приговору военного трибунала. Но поскольку казаки-эмигранты «первой волны», составлявшие большую часть немецких казачьих формирований, гражданами СССР не являлись и по Ялтинскому соглашению выдаче не подлежали, их насильственная, проведённая англичанами, репатриация расценивается в современной историографии, как противоправный акт.

 

Политика ликвидации и забвения казачества продолжалась до развала Советского Союза. Советские историки, выполняя заказ партии, изображали историю казачества в неприглядном виде, извращая одни факты и замалчивая другие. В настоящее время выпущена масса объективной научной литературы по истории казачества. К сожалению у нас нет времени остановиться на ней, но список наиболее важных изданий я оставлю.

 

Нынешнее казачество имеет глобальный характер и успешно развивается почти на всех континентах. Существует множество казачьих международных объединений различного характера. Даже при ООН есть Всемирный Совет Атаманов, в состав которого входит и наш Верховный Атаман, Николай Иванович Еркович.

 

Итак, уважаемые дамы и господа, сейчас я отвечу на вопрос – что же такое казачество в свете последних исследований? – это многогранное явление, существующее со времён крещения  в 2-х основных ипостасях : с одной стороны это древний народ, со своей историей, культурой, обычаями и традициями, с другой – Православное Воинство Христово, призванное защищать Веру Господа нашего и основанное, как гласит «Древнее Азовское предание о крещении казачества» непосредственно самим св.ап.Андреем Первозванным, чем не могут похвастаться даже многие христианские церкви. И народ казачий  очень необычен, ибо прирастал и усиливался  не только за счёт собственного деторождения, а больше притоком людей духовно близких из других племён, о чём свидетельствуют многие хроники и летописи. Духовное родство для нас выше кровного. До сих пор мы живём по Завету ап.Павла, писавшего, что «Нет ни эллина, ни иудея, ни скифа, но все во Христе». По этому мы не приемлем расизм, национализм и тем более фашизм. Зовём и принимаем в свои ряды людей иного рода, ставящих духовное выше материального, готовых служить Богу и Отечеству бескорыстно, во спасение души бессмертной.

 

Современная казачья историческая наука ,на основе письменных источников и данных археологии, утверждает, что предки казаков ,кос-саки – арии, в эпоху бронзы жили в Закавказье, на территории нынешнего Азербайджана, где оставили множество погребальных курганов, в которых была обнаружена посуда с характерными солярными знаками в виде косой свастики. Под давлением пришедших из Туркмении скифов-массагетов они были вынуждены перекочевать на Северный Кавказ, где смешались с меотами, дандариями, сарматами и славянами-суварами .В дальнейшем в Приазовье пришли многочисленные венеды и язык старо-словенский стал преобладать, а название кос-саки, трансформировавшееся в казаки, распространилось на новый племенной союз и появилась страна Казакия. В 34 г.н.э. казаки на Тамани, бывшей тогда архипелагом, приняли христианство и в Приазовье была образована метрополия Задонская. На актах Константинопольского Собора 381 г. имеется подпись её епископа Геронтия. В 9 веке уже была церковь Русская (Азово-Донская) с центром в г.Россия, бывшем на месте современного Азова. В Уставе императора Льва Философа(886-911) она поименована на 60-м месте, а на 61-м – церковь Аланская. Уже в 4-м веке в Приазовье богослужение велось на старо-словенском языке и имелись переведённые на этот язык богослужебные книги. Просветитель Кирилл-Константин, прибывший в 860 г. в Крым для розыска мощей св.Климента Римского, обнаружил в одной из Херсонесских церквей Евангелие и Псалтырь написанные русскими буквами на языке словенском. Он нашёл знающего человека и тот научил его славянскому письму – глаголице. Об этом свидетельствуют 23 дошедших до нас списка «Паннонского жития» и др.источники. Через три года  Кирилл отправился просвещать западных славян, при этом он на основе глаголицы и уставной византийской азбуки создал кириллицу, полностью сохранив глаголичский строй. «Азовское предание» утверждает, что глаголицу изобрели казаки ещё в глубокой древности. Известные филологи П.Я.Черных, Е.М.Эптштейн, Н.А.Константинов, И.А.Фигуровский и др. в своих трудах доказали, что глаголица происходит от протоглаголичского письма, сформированного эволюционным путём в Северном Причерноморье ещё в дохристианские времена. Об этом же свидетельствуют и археологические находки на Тамани, в Керчи и Херсонесе. После присоединения Тмутаракани и донских земель к Киевской Руси, Казакию стали называть Броднией Задонской. А ещё были Бродния Днепровская и Бродния Западная со столицей в г.Бырладе. Западные бродники в 1187 г. нанесли поражение Византийской империи, восстановили Болгарское государство и основали царскую династию Асеней. Бродники Днепровские стали основой Войска Запорожского. Бродники задонские, постоянно враждовавшие с союзными в начале 13в. Киеву половцами, в 1223 г.присоединились к монголам и вместе с ними на реке Калке разгромили объединённые силы русских князей и половцев. В дальнейшем все Броднии добровольно вошли в состав Золотой Орды и приняли участие в походе Бату хана на Западную Европу.Посол французского короля Людовика Святого Рубрук и посол папы Плано Карпини, посетившие Золотую Орду в 1246 г. ,встречались с бродниками, которые вели полукочевой образ жизни и происходили, по мнению путешественников, от смешения русских с аланами. При хане Узбеке они вернули себе древнее имя – казаки, которое в монголо-татарской среде уже  означало разряд людей, освобождённых от всех податей и всех повинностей, кроме воинской. О дальнейшей судьбе казачества в России и Украине я вам уже доложил. В следующий раз я расскажу вам о казачестве на Случчине и местном казачьем фольклоре. Энциклопедия литературы и искусства Беларуси (т.2,стр.612-613) совершенно верно определяет, что казачьи песни на белорусском языке возникли с историческими событиями 15-17 в., когда многие православные белорусы убегали от гнёта польско-литовских феодалов на Юг Украины и пополняли казачество. В час народного восстания 1648-1654 г. белорусские казачьи отряды действовали на нашей земле и вокруг них группировался православный народ. Особо интересны в историческом плане песни : «Ой вы хлопцы, праудалы малойцы», «Кукавала ды кукулечка», «Ой у поли жита», «Шумиць-шумиць зялёная дуброва», «Как во Слуцке городе», «На базаре казаки» , «Ты Марозе,ты,Марозе»(Белорусские социально-бытовые песни.Петровская Г.А.Минск.1982.стр.25-45). К нашему стыду многие слуцкие учителя истории об этом даже не подозревают и утверждая школьникам,  «что своего казачества в Баларуси не было», ссылаются на отсутствие белорусского казачьего фольклора. Этот пробел в знаниях мы обязательно заполним.

 

                                   Благодарю за внимание

                               Председатель Совета Старейшин Минского областного округа ВОК

                              Полковник казачьих войск                                                        В.А.Попов

 

 

Список литературы по теме доклада

 

1.Б.А.Алмазов.Казаки.СПб 1999 г.

2.Он же.Мы казачьего рода в 2-х томах.Хельсинки.2008 г.

3.А.А.Гордеев.История казаков в 4-х тт. Москва.1992 – 1993.

4.Е.П.Савельев.Древняя история казачества.Новочеркасск.1914.

5.Е.П.Савельев.Средняя история казачества.Новочеркасск.1916.

6.Е.П.Савельев.История казачества.Новочеркасск.1918.

7.И.Ф.Букадоров.История казачества.Прага.1930 г.

8.Д.И.Иварницкий.История западных казаков.СПб.Т.1-3.1892-1898.

9.Древний город на Случи.А.П.Грицкевич.1985.Минск.

10.Картины былого Тихого Дона.СПб.1909.

11.История казачества.А.В.Венков.Ростов на Дону.2001.

12.Описание Украины.Г.Боплан.Париж.1650.

13.Гетман Сагайдачный.А.И.Палий.Умань.2001.

14.Великая история Украины.Т.1-2.Киев.1993.

15.История запорожских казаков.Т.1-3.Львов.1990-1992.

16.Украинское казачество.Киев.1993.

17.Летопись Григория Грабянки.Киев.1999.

18.Летопись Самойло Величко.Т.1-2.Киев.1991.

19.Летопись событий в Юго-Западной России.Т.1-4.Киев.1848-1864.

20.Очерки русской культуры 16 в.Ч.1.МГУ.Москва.1977.стр.349-354.

21.1100 лет славянской азбуки.В.А.Истрин.Москва.1988.

22.Язычество Древней Руси.Б.А.Рыбаков.Москва.1987.

23.Казаки в войнах России.Москва.1999.

24.История монголов.Москва.2005.

25.Византийский временник.Москва.1986.Стр.47-64.

26.Степи Евраазии в эпоху средневековья.Археология СССР.Москва.1981.

27.История Албании Кавказской.СПб.1861.

28.История Азербайджана.В 3-х томах.Баку.1958 г.

29.Индоевропейские языки.Москва.1978.

30.Энциклопедия литературы и искусства Беларуси.Минск.1985.Стр.612-613.Казачьи песни.

 

 

Комментарии   

 
+1 #1 Guest 05.09.2010 11:58
М-да. Похоже прав был человек, сказавший: "Засланные казачки готовы сделать из казаков кого угодно..., но только не ЧАСТЬЮ РУССКОГО НАРОДА, КОЕЙ ОНИ И ЯВЛЯЮТСЯ". А зачем при ООН всемирный совет атаманов? Надеюсь - не для помощи масонам в установлении мирового правления?
Цитировать
 
 
#2 Михаил 27.05.2016 06:51
Добрый день! Я предполагаю, что и известный князь Светослав был казаком (жил в 10-м веке). Внешние атрибуты: Носил чуб на гладко бритой голове и усы буквой «АС» - атрибуты казаков. Носил в мочке левого уха серьгу с рубином и двумя жемчужинами по бокам. Рубин значит кровь народа, который доверил ему свою защиту, две жемчужины означают мужское и женское начало, т.е. заботу о будущих поколениях. Носить такую серьгу мог только князь. Воеводы носили золотые серьги, дружинники - серебряные. Эти знаки отличия сохранились частично у казаков.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Rambler's Top100 Allbell.org