Случайное фото

Культурное наследие наших предков

Культурное наследие наших предков

«Казаки создали Россию.

Не случайно в Европе нас зовут казаками.

Народ желает быть казаками».

Л.Н. Толстой

 

Более чем две тысячи лет назад образовалось казачество. Еще за многие поколения до Рождества Христова на Тамани и в землях Северного Причерноморья образовался союз племен, как это часто бывало в истории, как военный союз против каких-то врагов, а в Циркумпонтийской области врагов хватало всегда и во все времена. С веками своего существования этот союз превратился в народ воинский, который объединяла не только необходимость противостоять агрессорам, но и общая культура и, что самое главное, общая вера. Уже тогда, в дохристианскую эпоху, этот народ проповедовал единобожие. Называя многие имена богов: Даджбог, Сварог, Хорс, Стрибог, Перун и множества других, свято верили, что «Все боги – едино суть!» Уже тогда древние казаки ценили духовное родство более чем кровное и происхождение казачества сами казаки признавали пестрым. Например, в «Древнем азовском предании о крещении казаков» родоначальниками казаков называются три брата и как в каждом народном предании в этих именах угадываются имена былых народов населявших в древности причерноморские степи:

 

  1. Ахват – один из народов степи, известный еще Страбону некоторые причисляют его к скифам, другие к славянам;
  2. Венет – исторически так называли славян, которые потом переселились на южное побережье Балтики и были известны под именем Венды, Венеды, они же дали имя знаменитым вандалам и приняли деятельное участие в походах германских племен на Рим. Они же дали начало новгородским словенам (кстати, финны, например, новгородцев называли венелайнен, в отличие от других жителей Киевской Руси которых звали руоси).
  3. Деньдар – народ деньдаров (в славянской интерпритации) или дандаров, или, как правильней, дандариев древнейший причерноморский индоевропейский народ, известный еще с докиммерийских времен, проживавший в устьях Дона, Кубани, Днепра, Дуная, оставшееся в Причерноморье после ухода индоарийских племен  на Восток в Индию. Назвали их так, потому что предпочитали они селиться в устьях рек и по побережью морей и озер, там, где много зарослей камыша, так называемых плавней. В переводе с санскрита – древнейшего литературного языка Земли, а именно на этом языке разговаривали древние арии, дандарии означает – камышовые люди (Дандака – камыш, арья – человек, люди).

 

В 34 году нашей эры казачество обрело Христа и из рук Святого Апостола Андрея Первозванного приняло Святое Крещение и стало Воинством Христовым. Теперь живя по принципам: «Нет более ни иудея, ни римляна, ни грека, ни скифа, но все во Христе» и «Бог есть Любовь и нет более любви, чем положить души своя за други своя» казачество стало расти впитывая представителей других народов., а не только за счет собственного деторождения. Видимо мировозрение казаков, их понятия о Боге и Мире были настолько близки к христианским, что старые верования не были забыты, а гармонично слились с тем учением, что проповедовал Святой Апостол Андрей. Более того Миссионерская деятельность казаков много отличалась от мессианства, например западных христиан, католиков и протестантов, которые насаждали (другого слова не подберешь) слово Божие во многом огнем и мечем. Тому примеры печальные судьбы западных славян, пруссов и других народов Европы (характерна в этой связи судьба испанских евреев и масульман-мавров, которых тысячами сжигали на кострах инквизиции во времена Реконкисты), а также судьба народов обеих Америк, где за короткое время (около трех столетий) с лица Земли были стерты целые цивилизации, а большинство коренного населения, большей частью уничтожено, остатки же переселены в резервации. Казаки несли Евангелие народам инищим (иностранным) добрыми делами, ласковым словом, и любовью, будучи при этом отважными воинами, беспощадными в бою. Весьма возможно, что деятельность казаков христиан, которых знали под именами косогов черкасов, бродников, ушкуйников и подготовило почву для миссионерской деятельности и великого подвига равноапостольным Святым Княгине Ольге и ее внуку Князю Владимиру Киевскому – крестителям Киевской Руси. История Руси в дальнейшем показала, что Православие на Руси защищали именно казаки и распространяли его тоже они. Начиная от косогов, бродников, ушкуйников и продолжая Ермаком, Дежневым и Хабаровым. За всю историю освоения Сибири (а освоение началось примерно тогда же когда и освоение Америки европейцами) ни один народ инородческий не был уничтожен или переселен в резервацию. Вооруженные стычки были, но они ни когда не перерастали в полномасштабную войну и геноцид, как это было при освоении, на пример Дикого запада, когда меньше чем за столетие целые народы просто перестали существовать в результате войн и эпидемий, устроенных, кстати «цивилизованными» переселенцами из Европы и вроде бы даже христианами, правда весьма разнообразного толка, там были и католики, и протестанты, потом из протестантизма выделились баптизм, пятидесятники, мормоны и много других ересей, как показывает наша действительность весьма тоталитарных и деструктивных. Казаки же пронесли Хоругвь Православия вплоть до Аляски и эвенки, эвены, буряты, чукчи, эскимосы, североамериканские индейцы добровольно, без угрозы вооруженной расправы приходили именно в Православие, близко пообщавшись с казаками и теми духовными отцами, которые шли вместе с ними, зачастую выбранными самими же казаками из своей среды и рукоположенных епископами, как это разрешил казакам Апостол Андрей. Хорошо известно, что при Александре II, когда Россия продала Аляску САСШ, местные алеуты и индейцы массово шли креститься в православные храмы, чтобы встретить новых хозяев Аляски православными христианами, что бы у новых миссионеров не было почвы для работы (к чему приводила эта работа, они были наслышаны).

 

В народных песнях и сказаниях везде казак – мудрый, сильный, справедливый воин, защитник Веры Христовой и Родной Земли. Начиная с былин богатырского цикла. Илья Муромец именуется не иначе как «старой» или «матерой» казак, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Тарх Тархович, Вольга-богатырь, Святогор седлают коней исключительно черкасскими, то есть казачьими, седлами, покрывают головы шапками-кабардинками. Известно, что шапка-кабардинка – это древнейший казачий головной убор - папаха и являет собой круглую высокую шапку, обшитую овечьей шкурой со шлыком (треугольным клином). Именно такие шапки носили запорожские, да и другие казаки, вплоть до 19 века. В несколько измененном виде ее носят и сейчас. В тулью такой шапки или, как говорили, тумак вшивали металлические полосы, превращая ее в подобие шлема, а если из  рук воина выбивали оружия, то можно было схватить шапку за шлык и наносить удары врага тумаком (тульей), как кистенем, а для весу еще и сырой землицы засыпать, как это сделал Добрыня в бою со Змеещем, отсюда, кстати, пошло выражение «отвесить тумаков». Взять самые популярные песни России, Белоруссии и Украины – большинство песни казачьи или упоминается имя казаков, причем только с лучшей стороны. Вот к примеру из народного творчества случчины: «Казак отъезжает», «Бацка добры, бацка добры», «Рвала щипала зелену розу» и т.д. («З вечнага» Минск 1990 г.) Не говоря уже о таких хитах как: «Черный ворон», «Поход гетмана Сагайдачного», «Не для меня», «Роспрагайте хлопци коней», «Скакал казак через долину», «По Дону гуляет» и др. Что же народ помнит о дробной шляхте и вообще о дворянстве. Есть пъеса Вольского по мотивам народных сказаний белорусов «Нестярка» там два шляхтича есть и оба жадные и глупые. Пан Быковкий в «Павлинке» тоже не далеко от них ушел. Так народ относился к шляхте.

 

Много громких и великих имен дало казачество миру. Святой Преподобный Илья Муромец Печерский, Владыка Ермоген, Иоанн Кронштадский – потомок олонецких казаков-ушкуйников, Суриков, Денис Давыдов, Платов, Потемкин, Гоголь, Николай Краснов – английский писатель фантаст, Калчак, Ермак, Дежнев, Хабаров, Короленко, Юрий Трифонов, Иван Серько, Хмельницкий, Сагайдачный, князь Байда-Вишневецкий, Киреченко, Плиев, Белов, Доватор, Орлик – это священнослужители, писатели, поэты, художники, ученые, путешественники, военоначальники, общественные и политические деятели. Шолохов, не будучи казаком, тем ни менее так полюбил казачество, что стал казаком по духу. Казаками считали себя Владимир Даль, Пушкин. Великий французский писатель Александр Дюма считал себя потомком запорожского казака, который прибыл во Францию вместе с Генрихом III в составе казачьего отряда, сопровождавшего этого монарха из Польского королевства, где его выбрали королем. Кстати есть основания считать, что на основе этого отряда запорожских казаков был создан тот самый полк королевских мушкетеров, так красочно описанный Дюма в его романах.

 

Авторитет казаков был настолько велик, особенно в военном деле, что многие государи считали за честь иметь у себя на службе хотя бы небольшой отряд казаков. Только казаки могли на равных воевать с турками татарами, а также и любой европейкой армией. Только казаки были беспощадны в бою  к врагам и милосердны к побежденным (За смертоубийство пленного и осквернение святынь, даже иноверческих предусматривалась смерть), Только у казаков за пьянство на походе казнили и поэтому это войско всегда было трезвым и в отличие от большинства армий казаки могли сражаться как в строю, так и по одиночке. Недаром Наполеон сказал «Мне бы 20000 казаков и я завоевал бы мир». Казаки преуспели во многих воинских искусствах. К слову сказать, способ штурма крепостей с помощью подкопов на Руси назывался немецким, а на западе, у немцев, его звали казачьим. Европейским инженерам, что интересно, во время Азовского сидения в 1641 году переиграть казаков в подземной войне не удалось. На Востоке и на Западе пытались перенять умения казаков. Так Великий Тимур, как говорится в хрониках, сначала научился воевать по-казачьи, а потом пошел завоевывать мир. Многие пытались завести себе войска по примеру казачьих. Это и Шах персидский, и Император Австрийский, другие государи, но у них ни чего не получилось. Потому как казачество – это не просто какое-то сословие это народ, а казак  - это, прежде всего воин, а потом все остальное и главное для него бескорыстное служение Богу и Отечеству и спасение своей души. Даже в философии боевой казачьей системы Спас постулатом является христианский принцип самопожертвования ради товарищей и Веры. Воспитанный в таком духе воин становился поистине непобедимым. Но для этого нужно быть православным христианином и отдать себя Воле Божьей, то есть стать вольным человеком.

Евгений Макаренко

 

Комментарии  

 
-2 #1 17.11.2010 10:02
Цитировать
 
 
#2 08.05.2011 21:54
правильно писать Иван Сирко а не Серько, ПИСАКИ!
Цитировать
 
 
-1 #3 02.04.2012 12:50
А дзе пра Беларусь? Адразу бачна - казачкi засланыя!
Цитировать
 
 
#4 Administrator 02.04.2012 15:44
Белорусские песни, в которых упонимаются казаки
http://kazak.by/index.php/an-unknown-culture-of-belarus/folk-songs/246-folklor

А здесь приведены интересные на наш взгляд события из прошлого Беларуси
http://kazak.by/index.php/an-unknown-culture-of-belarus/history

И вообще, более половины материалов сайта так или ичаче отражают жизнь именно коренных белорусов, которым как раз и интересна настоящая история Беларуси.

А если вы хотите узнать больше - рекомендую http://zapadrus.su

К слову 2 апреля - День единения народов Беларуси и России. С праздником вас!
Цитировать
 
 
#5 Петр 02.04.2012 18:59
Цитирую Ваза:
А дзе пра Беларусь? Адразу бачна - казачкi засланыя!

А Беларусь и есть часть этого. Три страны, один народ. Русь святая.
Но промытым мозгам, Иванов не помнящих родства, это принять трудно, как говорится - "где 12, там 1 Иуда".
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить