Случайное фото

Культура и творчество
Мы жывём на вуліцах герояў

8 ліпеня з актыўным удзелам дзяцей і моладзі горада прайшла патрыятычная квэст-гульня «Мы жывём на вуліцах герояў».

Организаторами игры стали казаки МОО КСБЕ" Медведь" совместно с отделом идеологической работы, культуры и по делам молодёжи Ганцевичского райисполкома. Цель игры: формирование у молодёжи и подрастающего поколения патриотических, морально-волевых ценностей и активной жизненной позиции, повышение интереса молодёжи к изучению истории Беларуси, сохранение памяти о воинах погибших при защите Отечества и внедрение новых форм по гражданско-патриотическому воспитанию молодёжи.

 
Гуляния на праздник Рождества Христова

JavaScript is disabled!
To display this content, you need a JavaScript capable browser.

Гуляния на праздник Рождества Христова

 
I Межгосударственный фестиваль казачьей песни «Гайда»

В Минске прошёл фестиваль казачьей песни «Гайда». В течение двух дней на сцене Дома культуры МТЗ выступали 18 коллективов исполнителей казачьей песни.

JavaScript is disabled!
To display this content, you need a JavaScript capable browser.

 
Музей под открытым небом


СЕГОДНЯ НАСЛЕДИЮ ИСТОРИИ И ПРИРОДЫ РОДНОЙ ЗЕМЛИ ДОСТОЙНОЕ И БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ РАДИ БУДУЩЕГО

 

Охраняемая территория урочища «Реутка» - памятник природы местного значе­ния (Решение Вилейского райисполкома № 503 от 25.10.2001 года) Общая площадь 4,2 п Земля принадлежит СПК «Нарочанские зори» и Нарочанскому сельисполкому.

 

Музеефикация территории ведется в контексте проекта «Зеленые маршруты Бе­ларуси» и создания экомузейного мемориала Первой Мировой войны (1914 - 1918) «Кроki26° ost», который на сегодня включает в себя:

 

  • Борисоглебскую часовню-памятник со звонницей в честь воинов погибших за Отечество (архитектор А.Каптюг, художник Б.Цитович, плотник В. Суслов).
  • Палисад памяти с именными деревьями в память участников 1-ой и 11-ой Мировой.
  • Памятный знак казаку Даниилу Шевченко, погибшему у д. Забродье
  • Кладбище №13 ХХ Арм. корпуса в лесу «Обоз».
  • Памятник 29 пехотной дивизии, (скульптор Ю. Медведь)
  • Камень стыда, (автор Пит Науман)
  • Кладбище №16 XX Арм. корпуса близ д. Русское Село,
  • Могила участника ПМВ Протоиерея Павла Сосновского в ограде Ильинской церкви д. Нарочь.
  • Каплица 80-ти летия окончания I Мировой войны д. Баровцы.
  • Захоронение жертв ПМВ в д. Жерствянка.
  • Памятник у кладбища д. Поповцы с 17-ю именами погребенных там воинов.

 

 
Древнее Азовское предание о крещении казачества

 

ДРЕВНЕЕ АЗОВСКОЕ ПРЕДАНИЕ О КРЕЩЕНИИ КАЗАЧЕСТВА 

 

В 1907 году оно было представлено

святому Иоанну Кронштадскому и

им одобрено. Записано со слов ямской

казачки Карютиной Маремьяны Степановны

в 1960 году в городе Санкт-Петербурге.

 

ЧАСТЬ 1

ЖИЗНЬ ДО РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

 

Два моря на юге есть: Русское да Сурожское.

А меж ними дав полуострова: Крымский и Таманский.

Места теплые, почти райские.

Потому народы многие

Завсегда норовили прижиться там,

А особенно эллины хитроумные

Торгового ради промысла.

Поприплыли они из-за моря,

Понастроили городов каменных,

Понаживались на хлебе краинском,

На рабах да кожах моченых.

 

 

Больше ладили гости со скифами,

Откупаясь червонным золотом,

Но зато враждовали с ясами

Из-за старых долгов Танаиса.

За коварство и бессердечие

Ненавидели греков многие

Из племен, обитавших в Азии,

И купцов убивали эллинских,

Забирая товары знатные.

 

 

Было царство у них Боспорское

Со столицею в граде Корчеве,

Что стоял на горе осыпчатой

У пролива у Киммерийского.

А в проливе том – коса длинная.

Кто по ней ходил – в Таматархе был.

В Таматархе был – эту быль открыл.

В Гермонассе спал – истину спознал.

Что забыто, то забыто,

А что помнится, то сказывается.

 

 

Задолго до явления Христа. Спасителя нашего,

Поселились на островах Таманских три брата:

Ахват, Венет и Деньдар –

 Дети Всадника Небесного и Воли Вольной.

А жили они рядом с градом Таматархой,

Прозванным так, потому что тама Тарха Тархович,

Предок словен, народился.

Греки же Таматарху в Германассу переиначили,

Да Бог потом все поправил

И имя исконное вернул.

 

 

Итак, жили три брата.

Говорили они на языке старословенском,

А женились на дочерях Азака Танаита

Сарматских кровей.

Первый придумал лаву –

Строй казачий войсковой – и юрту.

Второй – азбуку-глаголицу – и ушкуй,

Третий  - невод и лук дальнобойный.

От них пошли дети – казаки,

Которых соседи называли касогами –

Безбородыми братьями,

Ибо брились они,

Оставляя только чубы да усы,

По образу предка своего небесного,

Хранителя белых оленей облачных,

А на нем знак Духа Божьего.

 

 

Ахват с дружиною арканил соседей хищных.

Венет водил ладьи с товарами заморскими

По рекам, через волоки, на Ладогу.

А Деньдар кормил рыбой царство  Боспорское

И станицы охранял, пока братьев не было.

Жили они долго

И род их вельми умножился,

Вгоняя в страх язычников доблестями воинскими,

Потому что не было у них не князей, не рабов.

А верили в Бога Высочайшего, Бога Единого,

Не воздвигали кумиров эллинских,

Изгоняли бесов из домов своих

И молились Господу всенародно.

 

 

Каждый год, по осени,

К возвращению дружин конных и лодейных

Из походов дальних,

Собирали казачки виноград и сок выжимали,

Заливая в кувшины большие,

В глину вкопанные.

А когда начинал искриться чихирь

И лопались гранаты перуновы,

Съезжались станичники

На Круг Большой к кургану Великому.

 

 

На верху его, да на самом требище,

Красовался крестовый меч.

Трехаршинный он был, в землю вкопанный,

Сухим ветьем гранатовым обложенный.

Рукоять его богатырская

Тремя кольцами была украшена:

Там одно кольцо – навершие

Со двойным крестом Святозара Отца Небесного;

Кольцо левое, на перекрестии,

Со знаком громовым Перуна – руки Божией карающей;

Кольцо же правое, со крестом стрельчатым,

На все четыре стороны –

Духа господня, ветра вольного.

Пред мечем бронзовел там сарматский котел,

Багрецом-чихирем переполненный.

 

 

Тот Великий курган огорожен был.

Да понизу глыбами мраморными.

Перед ними, вокруг, сидел новый полон,

А за ними казачество все оружное.

Трое с посохами стариков-ведунов

Там на требище поднималися

И вздымали долони, хной крашеные.

К небу синему,

Умоляя призывно Господа

Послать тучи от моря громовы

И принять их жертву кровавую,

Чтобы жизнь на земле продолжилась,

А Морена смерть, Мара смрадная,

Устрашилася и во мраке подземном скрылася.

 

 

И от века там в пабедье

Полудняк приносил тучи черные,

И хватали порато приставы

Полоняннмка первого сотого,

И несли на руках на требище.

Над котлом выпускали кровушку

И на ветье бросали язычника.

Размешав вино с кровью жертвенной,

Заполняли волхвы злату братину.

Злату братину да трехручную

И имали разом десницами,

И здымали трижды в тучи хмурые.

Призывая Перуна пожаловать.

Тогда гром гремел,

Зень-земля тряслась.

Мрак, темнющий, округу охватывал

И метал Перун с неба молнии

Прямо в древний меч Тарха праотца.

Возгоралось вмиг ветье порохом,

Уходило в дым тело бренное

Человечеству во спасение.

 

 

Как спадало там пламя жертвенное,

Шел к мечу воевода доблестный.

Рукавицей кольчужной выхватывал

Меч, от сильного жара искрящийся,

И в котел опускал для закаливания

И сугубого волхования.

 

Пар священный зеленым облаком

Поднимался до неба грозного,

Разгоняючи тьму кромешную.

Из-за туч выплывало солнышко,

Оживала природа чудная,

Появлялись узоры новые

На клинке у меча булатного

И по ним предсказания делали

Старики-ведуны на грядущий год:

Куда рать послать, где добро искать,

С кем в поход ходить, как за море плыть,

Что замыслил враг, как родится злак.

И судил да рядил Круг всполошенный,

Призывая старейшин советовать –

Кто казачеством будет заведовать?

 

 

А старой воевода радовался

И честной громаде выговаривался,

Положивши пернач на требище,

Пожелавши избрать достойного.

 

 

Выкликали тогда станичники

Куренных старшин да по очереди,

Выбирали из этих лучшего,

Голосуя своими саблями.

Вызывали его на требище,

Шурабаш-воеводу нового

Приводили к присяге приставы,

Подносили пернач серебряный,

Надевали папаху черную.

А потом подходили старейшины

И учили его шелепугою,

Чтобы помнил казачьи заповеди

И служил бескорыстно обществу.

 

 

Став главой громады Перуновой,

Чару брал шурабаш ведерную,

Наполнял вином из котла ее,

Подавал на Круг для причастия.

Запевал синод Святозаров гимн.

Все казачество Бога славило.

 

 

Расходясь по станицам,

Соратники собирали в чирахи походные

Головешки костра Перунова

Обновлять очаги домашние.

Полоняников, чудо видевших,

Отпускал синод восвояси всех,

Чтобы ведали там о Господе

И молились Ему Единому.

Вот, со временем, даже эллины

Отреклись от болванов каменных

И по берегу Черноморскому,

От Кавказских гор до реки Дунай,

Вера новая преумножилась

Через фасции – братства тайные.

 

 

Так готовили путь наши праотцы

Богу Истину в кущах языческих

До Явления Сына Божия,

Но грехи совершали многие

За добычу походные ватманы.

И ценили касоги кровное

Эх! Намного дороже духовного,

И теряли лихие головы

За кафтаны и злато-серебро,

И дурила их строка некошена

За незнание Истинных Заповедей.

 

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 Следующая > Последняя >>

Страница 1 из 2: