Случайное фото

Судьба человека

По решению Координационного Совета Казаков 03.10.14 в район Чигиринского водохранилища, расположенного  на границе Кировского и Быховского районов ( на реке Друть,в 30-32 км на восток от г.п. Кировск, возле д. Чигиринка), была отправлена поисковая группа, в которую вошли представители четырех городов.  Поздно вечером третьего октября казаки из Минска, Могилева, Кировска и Бобруйска прибыли к месту сбора в деревне Чигиринка. Встретил нашу экспедицию иерей Дмитрий Первий. Отец Дмитрий разместил нас на втором этаже одного из зданий строящегося Рождество - Богородичного храма.Новый  Рождество-Богородичный храм расположился неподалеку от того места, где когда-то стоял его предшественник. На возвышенности, где прежде была сожженная фашистами деревянная церковь,  теперь находится здание  закрытой почты, построенное в советские годы.   В помещениях для отдыха нас ждали хорошо протопленные печи и  одухотворенные (по - другому сказать трудно) кровати, настолько стены были украшены иконами с ликами святых.

Строящийся Рождество – Богородничный храм

 

Казаки за приготовлением ужина

 

В этой связи все наше снаряжение в виде спальных мешков, термобилья и разного рода ковриков нам не пригодилось. Улажив свои вещи мы спустились в летнюю кухню и дружно занялись приготовлением ужина. Ужин наш затянулся до поздна, все с интересом слушали рассказы Отца Дмитрия, связанные с жизнью людей в этой местности. Священик нам поведал чтов XIV–XVI веках Чигиринка являлась приписным владением древнего Киево-Печерского монастыря, была духовным придатком Киевской обители. Здесь с давних времен упоминался мужской Рождество-Богородичный монастырь. Сохранились сведения, что монастырю неоднократно жертвовали средства известные магнаты Сапеги.  Так же существует несколько версий происхождения  названия Чигиринки. Первая версия связана с казачьими полками из украинского Чигирина, располагавшимися когда-то в здешних местах. Версия вторая объясняется давними промыслами чигиринских жителей, которые занимались сплавом леса по Друти. Некоторые тяжелые дубовые бревна с плотов падали в воду, тонули, их приходилось доставать специальными приспособлениями, которые называли «чыграмi». В сочетании со словом «рыны» (местное название оставленного рекой русла) и получается Чигиринка.  Согласно третьей версии при монастырском подворье в Чигиринке была мельница. Возможно, украинское слово «чигирь» — водоподъемное колесо — и послужило для названия населенного пункта.

 

 

 

 

 

Комната отдыха                                                 Отец Дмитрий Первий

Рассказал иерей Дмитоий Первий и о судьбе местного священника Марка. С его слов Марк Федорович Тиум-Буфалов, 25.04.1885 года рождения,  был уроженцем  д. Хильмановцы, Волковыского уезда, Гродненской области, беларусом, из семьи служащего. Человеком он был  грамотным. В 1906 году он окончил учительскую семинарию, и  до 1914 года учительствовал в Гродненской губернии. С 1914 по 1918 годы проходил службу в царской армии. А с 1918 по 1924 годы учительствовал в Енисейской губернии (Сибирь). По возвращению на Родину, в 1925 году получил должность псаломщика в г.Кличев. В 1929 году был судим Кличевским нарсудом «за хождение по молитвам» и по суду оправдан. В 1930 году  рукоположен Преосвященным Иоасафом, епископом Могилевским, в дьяконы с назначением в д.Благовичи Чаусского района, но регистрации в данном Сельском совете не получил. Получив новое назначение стал служить в Ничипоровичской церкви Шкловского района дьяконом.

 

Марк Федорович Тиум-Буфалов 1937г

 

В 1930 году был рукоположен священником этой церкви. В 1931 году был переведен священником в Чигиринскую Рождества-Богородицкую церковь Быховского повета (В настоящее время Кировского района Могилевской области). Посещали церковь в то время  жители из соседних деревень, Борки, Подселы, Стайки.  До сих пор  старожилы  деревни Чигиринка  помнят как батюшка, бывало, школьникам раздавал по пять копеек, этого хватало на нехитрое угощение. Помнят они и церковные «протасеi», шторки с красной и черной полосами, крестиком, которые батюшка давал тем, у кого в доме был покойник. «Протасеi» вешались на окна, чтобы все знали: в этом доме душа готовится в мир иной. Сохранилась в памяти людской  и  церковная  икона Божией Матери Казанской и Тайная  Вечерья над Царскими  Вратами, к которой ставили девять свечек на Пасху, клали хлеб. Арестовали Отца Марка 17.07.1937 года Кировским РО НКВД БССР по ст.ст.72, 76 УК БССР (агитация направленная против колхозного строительства), на момент ареста он был женат. После ареста Марка Федоровича прекратились службы в церкви.  В начале 1938 года, со слов местных жителей, в Чигиринке по хатам начали ходить местные женщины – большевички с агитацией о закрытии церкви. Для этого они собирали подписи у всех жителей. Через некоторое время церковь закрыли, колокола с колокольни сбросили, на веревках сняли кресты. Иконы церковные «партейцы» снесли в гумно, а затем сожгли. Жителям Чегеринки удалось спрятать и сохранить только две иконы, Тайную Вечерю  да   Трех Великомучениц.  Вскоре большевики сделали из церкви клуб а затем зерносклад.  Тиум-Буфалов М.Ф. был осужден 07.08.1937 года тройкой НКВД за «антисоветскую агитацию» к 10 годам ИТЛ. Погиб в лагерях. Реабилитирован 16.01.1989 указом президиума Верховного суда СССР. Личное дело №9794, хранится в архиве УКГБ Могилевской области.

 А в годы Великой Отечественной  Войны немцы вновь открыли церковь. Нашли другого священника, поручили вести службы местному учителю.  Во время службы по поручению немецкого командования он  призывал прихожан молиться за победу Германии. Слушали его люди, никому это не нравилось, ведь у каждого были дети, близкие на фронте или в партизанах. Вот один прихожанин и посоветовал новому батюшке «молиться за все воинство», чтобы и немцам угодить, и своих односельчан не обидеть. Так и молился священник до тех пор, пока его не расстреляли партизаны за пособничество немецким властям. 15 июня 1942 года подразделением III рейха — 658-й карательным батальоном под руководством штурмбанфюрера Отто Дерливангера была проведена карательная операция по сожжению двух соседних деревень, Борки и Чигиринка . Известно, что Отто Дерливангер еще с 30-х годов подбирал в свою команду исключительно уголовников, осужденных за убийство, для которых не было моральных границ. В  деревне Борки они расстреляли 1800 человек.  Жителям  Чигиринки  удалось спастись только потому, что все заранее ушли в лес и спрятались в землянках. В деревне никого не оставалось, кроме одной больной женщины, которая ходить сама не могла, а вынести ее не успели. Сгорела эта женщина вместе со своей хатой.  Вместе с домами селян сгорела   церковь  с  иконой  Тайная Вечерья, которая была возвращена Храму. Вот такую история рассказал казакам Отец Дмитрий во время ужина. Ночь в Чигиринке  была по сельски  тихой.

 

День нашего отъезда на Отецкий остров 4.10.14г. удался не по осеннему теплый и солнечный.

Утро в Чегиринке 4.10.2014 года.

После короткого завтрака , мы отправились на двух машинах к берегу водохранилища, где наш проводник Олег готовил моторную лодку. На берегу нас ожидали поистине левитановские пейзажи. Яркое солнце и красивый осенний лес , обрамляющий водохранилище, не оставил никого равнодушным, красота поистине Божественная.

Подготовка к отплытию на остров

Вид на Отецкий остров с берега

Даже рыба в этот день объявила выходной. На берегу понуро сидели рыбаки в тщетном ожидании поклевки. Хотя нашему проводнику Олегу повезло, и он на заре поймал немного окуня. Совсем забыл рассказать читателю о цели нашей экспедиции.  Нам было поручено высадиться на Отецком острове Рис.1 (1) (на острове находится одноименная Отецкая гора) и найти  следы пребывания на нем батюшки Марка Федоровича Тиум- Буфалова. Согласно рассказам местных жителей священник на этом острове иногда проводил церковные службы. Другими словами, мы должны были открыть новую страницу в судьбе этого человека.

 

Улов Олега

 

Рис.1

Стоит отметить, что Отецкий остров довольно молод и образовался в  1960 году, именно в это время было создано Чигиринское водохранилище. До этого, во времена службы батюшки Марка Федоровича (1931-1937г), остров представлял собой возвышенность, зажатую между руслом реки Друть и ее притоком. Быстро разбившись на группы, мы переправились на остров. В прибрежной зоне был разбит лагерь.

.

Чигиринское водохранилище

 

По жребию часть казаков осталось в лагере следить за порядком, остальные двинулись в путь. Протяженность острова составляет примерно 1.5 километра. Идя по маршруту вдоль береговой черты казаки часто натыкались на буреломы и густой, почти непроходимый кустарник. Не смотря на все трудности, остров пленил нас своей красотой. Золотые дубы и большое количество бересклета, листья которого вобрали лучи зари радовали глаз.

 

Бересклет на острове Отецкий

 

Природа острова глазами казаков

 

В различных частях острова мы натыкались на следы различных зверей, но больше всего нас удивили бобры. Эти звери решили испытать на прочность местные дубы. Дубы в этом споре несомненно  одержали победу.

 

Казак Аврамцев А. у дерева поточенного бобрами

Самой сложной оказалась северо-западная часть острова.  Здесь остров покрыт сетью оврагов, перекрытых поваленными деревьями. Через час с небольшим группа достигла самой высокой части острова, где размещается поклонный крест, ранее воздвигнутый Отцом Дмитрием при участии казаков.

Поклонный крест на острове Отецкий

 

Примерно через два часа казаки обогнули остров по периметру. Голоса наших  товарищей, доносившиеся из лагеря и запах кулеша добавили нам сил и через 15 минут мы уже сидели у костра и дружно звенели ложками. Следов пребывания священника на острове мы не нашли. Разгадка оказалась в рюкзаке казака  Александра Кива. За обедом он вспомнил, что в экспедицию взял с собой карту данной местности 1936 года издания, которую использовало немецкое командование во время войны. Изучив карту ,  я обнаружил на возвышенности, которая сейчас является Отецким островом, вырубку леса Рис.2 (3), а рядом с вырубкой времянку Рис.2 (2). С большой долей уверенности можно сказать, что именно эту времянку Отец Марк использовал в качестве Храма для проведения служб.

Рис.2

Рис.3

Южнее  возвышенности, согласно  карте ,  распологались еще две церкви. Одна   из них была построенна прямо на берегу реки Друть  Рис.3 (5) (это место сейчас затоплено), а вторая находилась в районе деревни Проточное Рис.3 (6). Интересно как сложилась судьба этих Храмов? Ну это уже, как говорится,  совсем другая история.

Казаки у костра в ожидании чая на брусничном листе.

Во время отдыха  у костра за разговорами и ароматным чаем быстро пролетело время. И вот  моторная лодка с казаками разгоняя стайки осенних листьев на воде стремится к противоположному берегу где ожидают нас машины. Недолгие сборы и вновь замелькали серые ленты дорог

ведущие  нас к родному порогу, зазвучали казачьи песни. Казакам издавна известно, что  с песней любой путь становится на половину короче. Мы с тобой не прощаемся Отецкмй остров, я думаю  в следующем сезоне буде интересная работа для наших аквалангистов.

Кот И.М.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить