Offcanvas Section

You can publish whatever you want in the Offcanvas Section. It can be any module or particle.

By default, the available module positions are offcanvas-a and offcanvas-b but you can add as many module positions as you want from the Layout Manager.

You can also add the hidden-phone module class suffix to your modules so they do not appear in the Offcanvas Section when the site is loaded on a mobile device.

kalinЗа последние годы мы не однократно были свидетелями заявлений Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко о существовании в Варшаве карт, на которых территория Польши распространена до Минска. По большей части, эти заявления не вызвали особого ажиотажа в стране, определённая часть населения постаралась их высмеять, но мыслящие люди, конечно,  поняли, что такого рода информация не может всплыть на пустом месте и несёт в себе определённый посыл.

Подтверждения, косвенно указывающие на возможность серьёзного рассмотрения подобного рода планов польской стороной, лежат на поверхности. Это и широко освещавшаяся ситуация с так называемой «картой поляка», вызвавшей ухудшение отношений не только между Беларусью и Польшей, но и Литвой и Польшей, где эта карта тоже была введена. Это и финансирование Польшей отдельных оппозиционных структур, любыми способами стремящихся к власти. Это и особая активность в проведении так называемых «культурных программ», основной целью которых зачастую является не демонстрация польской культуры, а переписывание нашей истории на свой лад. Так заявления типа «Польские солдаты, совместно с армией Наполеона, освобождали Беларусь от Российских оккупантов», становятся чуть ли не нормой для сотрудников посольства Польши. Уже не вызывает сомнений, что заявления подобного рода будут звучать и в этом году, при том с особой силой и упорством. Ведь есть повод , 150-летие восстания Калиновского, празднование которого пройдёт под патронатом польского президента.

 

В Белорусской прессе уже заявлено: «Праздничные мероприятия запланированы также на территории Беларуси. По этому поводу Чрезвычайный и полномочный посол Республики Польша в Республике Беларусь Лешек Шерепка 22 января 2013 г. отправится в Свислочь, где возложит венки к памятникам Ромуальда Траугуту и Кастусю Калиновскому. На мероприятие приглашены представители посольств Литвы, Латвии и Украины. В эти дни представители польских консульских отделов посетят могилы и памятные места героического движения повстанцев по всей Беларуси, приведут их в порядок и зажгут лампады. О запланированных праздничных мероприятиях посольство Польши в Минске проинформировало белорусские власти и пригласило их принять участие в праздновании 150-летия восстания 1863-1864 годов, потому что общая история должна объединять, а не разделять соседние народы».

Так что же это за общая история, и что несёт в себе эта дата?

В январе 1863 года в Варшаве началось национальное восстание, целью которого было возрождение независимого польского государства, при этом, в состав Польши повстанцы включали земли Литвы, Беларуси и Украины.

1 февраля 1863 года «Временное провинциальное правительство в Литве и на Беларуси» опубликовало Манифест от имени «Национального польского правительства», в котором призывало крестьян и шляхту «защищать польский край, гражданами которого [они] являются с сегодняшнего дня».

«… Соотечественники всех вероисповеданий и классов, братья Литвы и Беларуси!.. Всех тех, в ком бьется польское сердце, призываем вперед, под штандарт Белого Орла и Погони… Боже, спаси Польшу!».

И действительно, местная шляхта, вконец ополячившаяся и позабывшая свои исторические корни, не мыслила свое будущее без Польши. Но какой частью народа Беларуси была эта шляхта? Можно смело сказать – ничтожной. А из кого же состояла основная часть населения нашей земли? – около 80 % населения, составляло крестьянство.

Белорусы остались глухи практически ко всем призывам повстанцев. Несмотря на активную пропаганду перехода в церковную унию, которая началась еще за несколько лет до 1863 года, таких фактов отмечено не было. Даже бывшие униатские священники в абсолютно подавляющем своем большинстве, отказывались помогать повстанцам и принимали активное участие в борьбе с ними.

Сохранились народные песни времен Польского восстания, записанные и изданные в разгар белорусизации – в 1924 году. Вот свидетельство белорусского крестьянина-католика, насильно призванного в ряды повстанцев:

Кінуўшы, рынуўшы паўстанне,
Прыйшоў я к вам, васпане,
Трасца пабяры нашы жаўняры.
Я, галубкі, к вашым ножкам прыбягаю,
Святым Тадэвушам паздраўляю!
Захацелі паны Польшчу вараціць,
Да бадай ці ня лепей гасудару служыць.
Народ паглушылі, Польшчы не зварацілі.


Российские власти не ожидали такой поддержки со стороны белорусского населения и поначалу растерялись. Но с прибытием Муравьева из крестьян стали создаваться караулы и сельская стража, сыгравшие важную роль в разгроме восстания. Отряды Звеждовского, Сераковского и Калиновского буквально утонули в море народного гнева.

Нас убеждают о серьезных национальных белорусских мотивах и идеях, будто бы присущих повстанцам. Пожалуй единственное обоснование таких взглядов – творчество Викентия Константина Калиновского. Ему приписывается авторство серии листовок “Мужыцкая праўда”, а также “Лістоў з-пад шыбеніцы”, написанных на белорусском языке, хоть и латиницей.

Но факт написания листовок на белорусском языке еще не является признаком того, что сам Калиновский считал себя белорусом. В гораздо большем объеме он пользовался польским языком. И «Мужыцкая праўда» и «Лісты з-пад шыбеніцы» были адресованы крестьянам, к которым автор обращался на понятном для них языке – «простай мове». Поэтому он и пользовался крестьянским псевдонимом «Яська, гаспадар з-пад Вільні». В «Лістах з-пад шыбеніцы» Калиновский недвусмысленно пишет: «Польское дело – это наше дело, это вольности дело». В «Пісьме Яські, гаспадара з-пад Вільні» он выражается еще яснее: «Мы, что живем на земле Польской, что едим хлеб польский, мы, Поляки из веков вечных». Даже симпатизировавший Калиновскому историк Михаил Бич вынужден был признать: «Однако прямых призывов к захвату помещичьих земель, а также к борьбе за государственную самостоятельность Беларуси и Литвы нет ни в одном номере «Мужыцкай праўды», как и в других печатных воззваниях К. Калиновского во время восстания».

Якуб Гейштар, Юзеф Яновский, входившие в руководство восстанием, отмечали, что речь не шла о  независимости Беларуси и Литвы, а лишь о федерации с Польшей. Это показал во время следствия, 24 февраля 1864 года, и сам Калиновский.

Как же отреагировали повстанцы на не принятие белорусским народом их идей? Ответ прост – террором.

Террористические группы повстанцев, наводившие ужас на местное население, назывались «кинжальщики» и «жандармы-вешатели» - по излюбленным орудиям казни. По данным III Отделения Собственной Е.И.В. канцелярии, только за 1863 год повстанцы казнили 924 человека, не считая убитых в боях. Российский военный министр Дмитрий Милютин считал эту цифру сильно заниженной.

Повстанческий террор был поставлен основательно. И одним из главных его инициаторов стал неутомимый и деятельный Калиновский. Не успел он вернуться к руководству восстанием, как 11 июня 1863 года издал «Прыказ ад ронду польскага да народу зямлі літоўскай і беларускай», который грозил смертью всякому, кто посмел бы ослушаться повстанцев. В этом приказе «национальный герой» называет белорусов «каинами», «иудами», «дурными как овечки». И пишет: «Но Ронд Польский спрашивает вас, каким вы правом смели помогать москалю в нечистом деле?! Где был у вас разум, где была у вас правда? Вспомнили ли вы про страшный суд Божий? Вы скажите, что делали это поневоле, - но мы люди вольные, нет у нас неволи! А кто из вас хочет неволи московской – тому дадим виселицу на суку!»

В архивах сохранились многочисленные описания расправ повстанцев над местным населением, перед смертью жертв мучили, избивали кольями и дубинами.

Жестокость Калиновского и его сподвижников вовсе не случайна. У них были исторические предшественники – повстанцы Тадеуша Костюшко в 1794 году. Тогда были учреждены органы революционного террора – комитеты общественной безопасности, создавались революционные трибуналы. На площадях городов, захваченных повстанцами, устанавливались виселицы.

От куда же взялся миф о Константине Калиновском, как о якобы «белорусском национальном герое», почему улицы наших городов названы его именем?

Первым эту идею вбросил в начале ХХ века Вацлав Ластовский. Однако она не прижилась. В среде белорусских возрожденцев этого времени Калиновский не был популярной фигурой. 

Ситуация изменилась после прихода к власти большевиков. Согласно их исторической концепции, Коммунистическая партия должна была иметь в каждом народе своего предтечу. То есть того, кто, конечно, не смог осознать решающую роль городского пролетариата и проникнуться идеями марксизма, но был «идейно близок». Отсюда родилась известная формула о декабристах, Герцене, затем народниках. В Украине предшественниками большевиков были объявлены Шевченко, Кармалюк и т.д. В Беларуси эта роль была уготована Калиновскому. Ему даже придумали новое имя – Кастусь, уменьшительное от Константин.
Образ нового героя приживался медленно, болезненно, в ожесточенных спорах. Но Советская власть с присущей ей настойчивостью вдалбливала его в массовое сознание. Пожалуй, последним протестом против подобного изнасилования истории и национального самосознания была рецензия профессора Владимира Пичеты на книгу Иосифа Лочмеля «Очерк истории борьбы белорусского народа против польских панов», вышедшую в 1940 году. В ЦК партии ученому погрозили пальцем, а рецензии не дали ход.

Миф о Кастусе зажил своей жизнью. Его жертвой стал и выдающийся белорусский писатель Владимир Короткевич. В своем романе «Каласы пад сярпом тваім» он наделил молодого Кастуся чертами борца за свободу белорусского народа. И сейчас многие, отстаивая необходимость сохранения этого мифа, апеллируют не к историческим фактам, а именно к литературному образу.

Подлинное же белорусское возрождение, началось с реформ графа Муравьева. Это была своеобразная реконкиста на Западной Руси, освободившая ее народ от польского гнета.  Реформы Муравьева - есть пример политической практики западнорусизма, когда судьбу края начал определять народ, а не польские   элиты. Это, как сказал доцент кафедры основного богословия Института теологии БГУ  Александр Юрьевич Бендин, было подлинной европеизацией Белой Руси в противовес господствовавшим до того обычаям польской шляхты, оставшейся по своему социальному развитию в глубоком средневековье.

В статье были использованы материалы сайта http://www.belta.by/ru/blogs?auth_ID=16&art_ID=291

http://zapadrus.su

Добавить комментарий


О нас

Cайт является информационным порталом, освещающим деятельность казаков РБ вне зависимости от их принадлежности к различным общественным организациям. Для размещения информации на сайте свяжитесь с нами
Форма обратной связи

Мы вконтакте

Новостная рассылка

Следите за новостями!